+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором

Вслух читаю документ: «Школьная территория должна быть огорожена забором и озеленена на 50%, за исключением районов Крайнего Севера». При этом через территорию общеобразовательных учреждений не должны.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: "Строительство детского сада" ("Новости ОТН", 06.08.14г., Бийск)

Санитарные нормы и правила ля общеобразовательных учреждений

Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

- размещению общеобразовательного учреждения;

- территории общеобразовательного учреждения;

- зданию общеобразовательного учреждения;

- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

- воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

- естественному и искусственному освещению;

- водоснабжению и канализации;

- помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

- режиму образовательного процесса;

- организации медицинского обслуживания обучающихся;

- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

- соблюдению санитарных правил.

1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень - начальное общее образование (далее - I ступень образования);

вторая ступень - основное общее образование (далее - II ступень образования);

третья ступень - среднее (полное) общее образование (далее - III ступень образования).

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.

1.5. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности*.

1.6. При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

1.7. Использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается.

1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.

II. Требования к размещению общеобразовательных учреждений

2.1. Предоставление земельных участков для строительства объектов общеобразовательных учреждений допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка санитарным правилам.

2.2. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных учреждений должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.

Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

2.3. Вновь строящиеся здания общеобразовательных учреждений размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.

2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных учреждений рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:

- во II и III строительно-климатических зонах - не более 0,5 км;

- в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,3 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,4 км;

- в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,4 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,5 км.

2.5. В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений:

- во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км;

- для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.

При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.

Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

2.6. Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий, предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении.

III. Требования к территории общеобразовательных учреждений

3.1. Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50 % площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

Деревья высаживают на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.

Допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками территорий общеобразовательных учреждений в районах Крайнего Севера, с учетом особых климатических условий в этих районах.

3.2. На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно- спортивной зоны и зоны отдыха.

3.3. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

3.4. Для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура" допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

3.5. При проектировании и строительстве общеобразовательных учреждений на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

3.6. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.

3.7. Для сбора отходов на территории хозяйственной зоны оборудуется площадка, на которую устанавливаются мусоросборники (контейнеры). Площадка размещается на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и окон учебных классов и кабинетов и оборудуется водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

3.8. Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

3.9. Территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

3.10. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается.

3.11. При наличии в общеобразовательном учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории выделяется игровая зона, оборудованная в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

3.12. Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

IV. Требования к зданию

4.1. Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать:

- выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок;

- расположение рекреационных помещений в непосредственной близости к учебным помещениям;

- размещение на верхних этажах (выше третьего этажа) учебных помещений и кабинетов, посещаемых обучающимися 8 - 11 классов, административно-хозяйственных помещений;

- исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательном учреждении на жизнь и здоровье обучающихся;

- размещение учебных мастерских, актовых и спортивных залов общеобразовательных учреждений, их общую площадь, а также набор помещений для кружковой работы, в зависимости от местных условий и возможностей общеобразовательного учреждения, с соблюдением требований строительных норм и правил и настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом.

4.2. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.

4.3. Вместимость вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

4.4. Входы в здание могут быть оборудованы тамбурами или воздушными и воздушно- тепловыми завесами, в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха, в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

4.5. При проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательного учреждения гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащают вешалками для одежды и ячейками для обуви.

В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.

В учреждениях, расположенных в сельской местности, с количеством обучающихся в одном классе не более 10 человек, допускается устраивать гардеробы (вешалки или шкафчики) в учебных помещениях, при условии соблюдения нормы площади учебного помещения на 1 обучающегося.

4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2 - 4 классов - не выше 3-го этажа.

4.7. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции.

В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 - 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося), туалеты.

Для обучающихся 1-х классов, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения площадью не менее 4,0 м2 на одного ребенка.

4.8. Для обучающихся II - III ступени образования допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе.

При невозможности обеспечить в кабинетах и лабораториях соответствие учебной мебели росто-возрастным особенностям обучающихся использовать кабинетную систему обучения не рекомендуется.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по двум и более дисциплинам.

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

- не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.

Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.

4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

4.13. Спортивный зал рекомендуется размещать на 1-м этаже здания или в отдельно пристроенном здании.

При размещении спортивного зала на 2-м этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м, 12,0 х 24,0 м, 18,0 х 30,0 м. Высота спортивного зала должна составлять не менее 6,0 м.

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

4.16. При устройстве бассейнов в общеобразовательных учреждениях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.

4.17. В общеобразовательных учреждениях необходимо предусмотреть набор помещений для организации питания обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

4.18. При строительстве и реконструкции зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется предусматривать актовый зал, размеры которого определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на одно место.

При актовом зале рекомендуется предусматривать артистические уборные, кинопроекционную, помещения для декораций и бутафории, музыкальных инструментов, хранения костюмов.

4.19. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра общеобразовательного учреждения.

Площадь библиотеки (информационного центра) необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м2 на одного обучающегося.

При оборудовании информационных центров компьютерной техникой должны соблюдаться гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.20. Рекреации общеобразовательных учреждений должны быть предусмотрены из расчета не менее 0,6 м2 на 1 обучающегося.

Ширина рекреаций при одностороннем расположении классов должна составлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов - не менее 6,0 м.

При проектировании зоны рекреации в виде зальных помещений площадь устанавливается из расчета 2 м2 на одного учащегося.

4.21. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 м2 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 м2.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

4.22. Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) площадью не менее 21,0 м2; процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 м2 каждый; помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м2; туалет.

При оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 м2.

Все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1 этаже здания.

4.23. Кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней.

4.24. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, в общеобразовательных учреждениях предусматриваются отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда площадью не менее 10 м2 каждый.

4.25. На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1м2 на одного обучающегося.

Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.

В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.

В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.

Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.

Для обучающихся II и III ступеней образования во вновь строящихся и реконструируемых зданиях образовательных учреждений предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м2. Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды.

Для ранее построенных зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.

4.26. Во вновь строящихся зданиях образовательных учреждений на каждом этаже предусматривается помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений выделяется отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), которое оборудуется шкафом.

4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто- возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 - 11 классов. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

4.30. В помещениях медицинского назначения поверхности потолка, стен и пола должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом и устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в помещениях медицинского назначения.

4.31. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

4.32. В общеобразовательном учреждении и пришкольном интернате не допускается проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся.

4.33. В состав общеобразовательного учреждения как структурное подразделение может входить интернат при общеобразовательном учреждении, если общеобразовательное учреждение размещено свыше предельно допустимого транспортного обслуживания.

Здание интерната при общеобразовательном учреждении может быть отдельно стоящим, а также входить в состав основного здания общеобразовательного учреждения с выделением его в самостоятельный блок с отдельным входом.

В составе помещений интерната при общеобразовательном учреждении должны быть предусмотрены:

- спальные помещения отдельно для мальчиков и девочек площадью не менее 4,0 м2 на одного человека;

- помещения для самоподготовки площадью не менее 2,5 м2 на одного человека;

- комнаты отдыха и психологической разгрузки;

- умывальные помещения (1 раковина на 10 человек), туалеты (1 унитаз на 10 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете 1 раковина для мытья рук), душевые (1 душевая сетка на 20 человек), комната гигиены. В туалетах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца и мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно;

- комнаты для сушки одежды и обуви;

- помещения для стирки и глажки личных вещей;

- помещение для хранения личных вещей;

- помещение для медицинского обслуживания: кабинет врача и

- изолятор;

- административно-хозяйственные помещения.

Оборудование, отделка помещений и их содержание должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для вновь строящегося интерната при общеобразовательном учреждении основное здание общеобразовательного учреждения и здание интерната соединяются теплым переходом.

4.34. Уровни шума в помещениях общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки

Далее

Назад

Законодательная база Российской Федерации

 

Основные требования по обеспечению

антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений

1.Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором (высотой от 1,5 метров).

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа
в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд
с улицы.

2. Автомобильные въезды на территорию общеобразовательного учреждения должны быть оборудованы воротами с запирающими устройствами (засов, замок) или шлагбаумами.

3. Наличие физической охраны в общеобразовательном учреждении, осуществляемой охранными организациями (подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел, либо подразделениями ФГУП «Охрана» МВД России , либо частными охранными организациями, имеющими лицензию на ведение охранной деятельности), или иными лицами, состоящими в штате образовательного учреждения.

4. Наличие в общеобразовательном учреждении охранной сигнализации (кнопка тревожной сигнализации, охранная сигнализация
в местах хранения материальных ценностей) с выводом сигналов тревоги
на местные (автономные) пульты охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны, или соответствующей информации в дежурную часть территориального органа внутренних дел, учитывая особенности
и расположение объектов.

5. Наличие системы видеонаблюдения в здании общеобразовательного учреждения с численностью более 100 обучающихся, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны (центральный вход, крыльцо, холл первого этажа) на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток.

6. Наличие в общеобразовательном учреждении, имеющем систему видеонаблюдения, лиц, ответственных за обработку видеоинформации
в режиме реального времени.

7. Техническая укрепленность дверных проемов (входная дверь должна быть оборудована запорными устройствами, исключающими проникновение посторонних лиц).

8. Наличие пропускного режима для прохода в здание общеобразовательного учреждения работников и обучающихся, обеспечиваемого путем привлечения на договорной основе частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел (далее – охранные организации), в том числе за счет внебюджетных средств, либо назначенными на основании распорядительного акта общеобразовательного учреждения работниками данного общеобразовательного учреждения (далее – лица, ответственные
за охрану).

9. Оконные проемы во всех помещениях общеобразовательного учреждения должны быть остеклены, стекла надежно закреплены в рамах. Оконные проемы должны иметь исправные запирающие устройства, которые в ночное время должны находиться в закрытом положении.

10. Наличие наружного искусственного освещения не менее 10 лк
(на земле), в том числе возле надворных туалетов общеобразовательного учреждения.

11. Наличие распорядительного акта общеобразовательного учреждения о назначении лица, ответственного за организацию доступа
к трансформаторам и электрощитам.

12. Закрепление в должностных обязанностях работников общеобразовательного учреждения с проживанием обучающихся (общеобразовательной школы-интерната), находящихся с детьми в ночное время, функции по осуществлению контроля за обучающимися в ночное время.

13. Наличие сведений из органов внутренних дел об отсутствии
в общеобразовательном учреждении работников, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию, в соответствии со статьями 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

14. Организация ежедневного обхода зданий (сооружений), помещений и территории общеобразовательного учреждения лицом, ответственным за безопасность в общеобразовательном учреждении, с целью своевременного выявления подозрительных предметов, которые могут представлять опасность, с фиксацией результатов обхода в специальном журнале.

15.Наличие информационных стендов, плакатов, памяток
с иллюстрациями и рекомендациями с целью информирования работников
и обучающихся общеобразовательного учреждения о действиях
при возникновении угрозы для жизни и здоровья.

16. Наличие в общеобразовательном учреждении локальных нормативных и распорядительных актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций: инструкций о порядке действий во время чрезвычайных ситуаций, приказов об установлении режима чрезвычайной ситуации на объекте, о назначении лиц, ответственных за безопасность во время чрезвычайных ситуаций.

17. Наличие устойчивой телефонной связи работников охранной организации или лиц, ответственных за охрану в общеобразовательном учреждении, с администрацией общеобразовательного учреждения
и с правоохранительными органами.

18. Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать:

выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов;

расположение рекреационных помещений в непосредственной близости к учебным помещениям;

размещение на верхних этажах (выше третьего этажа) учебных помещений и кабинетов, посещаемых обучающимися 8-11 классов, административно-хозяйственных помещений.

19. Все строительные и отделочные материалы должны быть  безвредны для здоровья детей. Не допускается проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся.

В Ярославле возле школы №76 требуют восстановить забор предписывают, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором», - сообщили в пресс-службе ведомства.

В Никифоровском районе прокуратура потребовала оградить территорию спортшколы забором

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 29.06.2011)

"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

(вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 N 19993)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 11.03.2014

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189

(ред. от 29.06.2011)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

Дата сохранения: 11.03.2014

"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2010 г. N 189

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.2821-10 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ

И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"

(в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85)

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1.Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (приложение).

2.Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02"Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра

здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте

России

05.12.2002,

регистрационный номер

3997),

СанПиН 2.4.2.2434-08 "Изменение N 1

к

СанПиН

2.4.2.1178-02", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного

врача

Российской

Федерации от 26.12.2008

N 72

(зарегистрированы в Минюсте России

28.01.2009,

регистрационный номер 13189).

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Приложение

Утверждены

Постановлением

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 1 из 36

надежная правовая поддержка

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189

(ред. от 29.06.2011)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

Дата сохранения: 11.03.2014

"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

КУСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

ВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

(в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85)

I.Общие положения и область применения

1.1.Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

1.2.Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: - размещению общеобразовательного учреждения; - территории общеобразовательного учреждения; - зданию общеобразовательного учреждения;

- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; - воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения; - естественному и искусственному освещению; - водоснабжению и канализации;

- помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в

приспособленных зданиях;

-режиму образовательного процесса;

-организации медицинского обслуживания обучающихся;

-санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

-соблюдению санитарных правил.

1.3.Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень - начальное общее образование (далее - I ступень образования); вторая ступень - основное общее образование (далее - II ступень образования);

третья ступень - среднее (полное) общее образование (далее - III ступень образования).

1.4.Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.

1.5.Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности <*>.

--------------------------------

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 2 из 36

надежная правовая поддержка

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189

(ред. от 29.06.2011)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

Дата сохранения: 11.03.2014

"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности".

1.6.При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

1.7.Использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается.

1.8.Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 1.8 в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85)

II.Требования к размещению общеобразовательных учреждений

2.1.Предоставление земельных участков для строительства объектов общеобразовательных учреждений, допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка санитарным правилам.

2.2.Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных учреждений должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.

Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

2.3.Вновь строящиеся здания общеобразовательных учреждений размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.

2.4.При проектировании и строительстве городских общеобразовательных учреждений рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:

- во II и III строительно-климатических зонах - не более 0,5 км;

- в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,3 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,4 км;

- в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,4 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,5 км.

2.5.В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений:

- во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0

км;

- для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.

При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.

Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 3 из 36

надежная правовая поддержка

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189

(ред. от 29.06.2011)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

Дата сохранения: 11.03.2014

"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

2.6. Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении.

III.Требования к территории общеобразовательных учреждений

3.1.Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

Деревья высаживают на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники - не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.

Допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками территорий общеобразовательных учреждений в районах Крайнего Севера, с учетом особых климатических условий

вэтих районах.

3.2.На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

3.3.Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры

вручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят. Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

3.4.Для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура" допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

3.5.При проектировании и строительстве общеобразовательных учреждений на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

3.6.Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.

3.7.Для сбора отходов на территории хозяйственной зоны оборудуется площадка, на которую устанавливаются мусоросборники (контейнеры). Площадка размещается на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и окон учебных классов и кабинетов и оборудуется водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 4 из 36

надежная правовая поддержка

СанПиН 2.4.2.2821-10 К условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Содержание статьи

3.1. Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

Деревья высаживают на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.

Допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками территорий общеобразовательных учреждений в районах Крайнего Севера, с учетом особых климатических условий в этих районах.

3.2. На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

3.3. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж, для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

3.4. Для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура" допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

3.5. При проектировании и строительстве общеобразовательных учреждений на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

3.6. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.

3.7. Для сбора отходов на территории хозяйственной зоны оборудуется площадка, на которую устанавливаются мусоросборники (контейнеры). Площадка размещается на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и окон учебных классах и кабинетов и оборудуется водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

3.8. Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

3.9. Территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

3.10. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается.

3.11. При наличии в общеобразовательном учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории выделяется игровая зона, оборудованная в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

3.12. Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения:На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8798 — | 7167 — или читать все.

Статьи по теме

В условиях необходимости обеспечения высокого уровня безопасности в образовательных организациях административный состав при поддержке родительской общественности внедряет комплекс защитных мер, в число которых входит установка систем контроля доступа (турникетов), СКУД, комплекса видеонаблюдения, привлечение к сотрудничеству охранных организаций. И все же первым защитным барьеров ОУ является забор, что обуславливает наличие ряда нормативных требований к ограждению школы. Ограда образовательной организации должна:

  • препятствовать несанкционированному проникновению на пришкольную территорию посторонних граждан, в частности вандалов и хулиганов, бродячих животных, а также въезду автотранспорта без разрешений;
  • характеризоваться высоким запасом прочности;
  • не иметь конструктивных элементов, которые могут нести потенциальную угрозу здоровью детей — штырей, острых углов, выступающих элементов;
  • отличаться эстетичным видом и гармонично вписываться в экстерьер школы.

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Рекомендации по обеспечению безопасности в школе читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

Актуальные требования, выдвигаемые к ограждению территории школы

На начало 2019 года нормативы, регламентирующие строгие требования к ограждению школ и его характеристикам, отсутствуют. Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. СанПиН 2.4.2.2821–10» (далее – СанПин 2.4.2.2821–10), которые пришли на смену устаревшим гигиеническим рекомендациям, обязательным является наличие самого забора по всему периметру школьной территории, кроме мест, где стены здания образовательной организации прилегают к проезжей части улицы или тротуару. Рекомендации по обустройству пришкольной территории забором могут быть установлены на муниципальном уровне, поэтому при необходимости возведения или обновления ограждения руководителю ОУ целесообразно обратиться в городской или районный комитет по архитектуре и озеленению.

Конструкция ограждения, размещаемая по периметру территории школы, не должна препятствовать реализации ряда нормативных требований. Так, административному составу при выборе забора следует принимать во внимание категорию антитеррористической безопасности объекта, а также уровень соляризации территории, от которой зависит возможность поддержания требуемого процента зеленых насаждений (не менее 50 %, деревья и кустарники).

Дополнительно к ограждению территории школы выдвигаются требования по обеспечению антитеррористической защищенности, регламентируемые Постановлением Правительства РФ № 1130 от 30.10.2014 г. В соответствии с данным нормативным актом, забор следует устанавливать в виде прямолинейных участков с минимальным количеством углов и изгибов, которые могут препятствовать применение систем видеонаблюдения и других комплексных средств безопасности. Ограждение следует размещать на удалении от пристроек, избегая близкого примыкания — оно, в свою очередь, может повышать риски несанкционированного проникновения правонарушителей на территорию и в здание школы.

Отвечает Дмитрий Баранников, заместитель директора по безопасности МОУ «Гимназия № 56» п. Красково Люберецкого муниципального района Московской области

Чтобы обеспечить высокий уровень защиты участников учебно-воспитательного процесса и соблюдение нормативных требований, периметр школы следует защитить ограждением:

  • изготовленным промышленным способом, что гарантирует высокий запас прочности, надежности, эксплуатационной устойчивости и возможность успешной реализации эстетической составляющей;
  • высотой — не менее 1,5 м (данная величина была указана как рекомендуемая в целевых нормативных актах, утративших актуальность, но остается целесообразной);
  • не имеющим лазов, проломов и других дефектов, снижающих показатель эффективности ограды, а также острых элементов, несущих риски травматизма для учеников и сотрудников ОУ;
  • оборудованным элементами систем охранного освещения и видеонаблюдения.

Список требований к забору для школы также включает наличие оборудованных мест для свободного входа участников образовательного процесса, свободного въезда служебного автотранспорта. Входная калитка должна быть оснащена врезным или навесным замком, допустимый вариант — засов с висячим замком. Целесообразно провести усиление защиты калитки с применением технических способов, разработанных для повышения безопасности дверей и их коробок.

Раздвижные или открывающиеся ворота, предназначенные для въезда спецтранспорта, должны жестко фиксироваться в закрытом положении, а также оснащаться ограничителями (стопорами) во избежание произвольного распахивания. Важно проверить, чтобы крепежные системы, фиксирующие ворота и калитки на школьном ограждении, сохраняли должный уровень функциональности в широком диапазоне температур (от -40 до +50 градусов по Цельсию) и уровня влажности, и, что немаловажно, располагались с внутренней части ограды.

Рекомендации по выбору ограждения школ, соответствующего нормативным требованиям

По ГОСТу ограждения школ могут быть выполнены из любого материала, но практика показывает, что оптимальным решением является заказ легких металлических конструкций с вертикальными прутьями, монтируемых промышленным способом. Такой тип ограды обеспечивает должный уровень защиты, хорошо просматривается с обеих сторон, не создавая дополнительного дискомфорта для учащихся и их родителей, препятствует попаданию на территорию нежелательных лиц и бродячих животных и при этом обеспечивает должный уровень соляризации, что крайне необходимо для поддержания хорошего состояния зеленых насаждений, и выглядит эстетично.

Понимая потребности образовательных организаций, специализированные российские заводы предлагают ограды собственного производства, в полной мере соответствующие вышеперечисленным характеристикам. Преимуществом практики покупки ограждения «под ключ» у производителя является возможность обсуждения всех значимых конструктивных моментов и заказа забора, в полной мере соответствующего нормативам и актуальным рекомендациям по обеспечению антитеррористической безопасности.

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Административно-хозяйственная деятельность».

Представленные выше требования к ограждению школы в полной мере удовлетворяют составные металлические конструкции промышленного производства, которые выгодно отличаются:

  1. Простотой заказа в нужном конструктивном решении, с полным учетом особенностей территории ОУ.
  2. Относительно невысокой эксплуатационной стоимостью. Доступный деревянный забор, который может быть создан силами родителей, требует частой замены секций и окрашивания, что делает его менее экономичным.
  3. Высокой степенью устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды (при условии своевременной обработки антикоррозийными материалами), что особенно актуально в регионах с высоким уровнем влажности и резкими температурными перепадами.
  4. Стойкостью к механическим воздействиям: металлический забор может выдержать даже удар автомобиля, тем самым повышая уровень безопасности нахождения учеников любого возраста в школьном дворе.
  5. Простотой ухода. Замена секций требуется в исключительном случае, для сохранения функциональности и эстетической привлекательности ограждения достаточно обновлять антикоррозийное покрытие и проводить выборочное окрашивание один раз в год.

Дополнительным преимуществом выбором сквозного металлического забора является возможность применения травмобезопасных креплений, благодаря которым можно спрятать все элементы креплений внутрь опорных столбов и несущих конструкций. Нижнюю часть таких ограждений можно легко монтировать «в землю», тем самым минимизировав вероятность проникновения на территорию бродячих животных, а верхнюю — дополнить скругленными выступающими элементами, обеспечивая повышение класса защиты.

Апелляционное определение Владимирского областного суда от 05.04.2012 по делу N 33-1004/2012г.

Докладчик Огудина Л.В.

Судья Карева Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Сергеевой С.М.

и судей Огудиной Л.В., Гришиной Г.Н.,

при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 05 апреля 2012 года дело по апелляционному представлению Муромского городского прокурора Владимирской области на решение Муромского городского суда Владимирской области от 26 декабря 2011 года, которым постановлено:

Муромскому городскому прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа N 19» и управлению образования администрации округа Муром о возложении обязанности по ограждению территории школы по адресу: ****, в срок до **** года отказать.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения прокурора Куропаткина А.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Муромский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа N 19» (после переименования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N 19») о возложении обязанности оградить территорию школы, расположенной по адресу: г.****.

Определением судьи Муромского городского суда от 15.11.2011 года в качестве ответчика привлечено Управление образования администрации округа Муром (л.д. 48).

С учетом уточнения требований Муромский городской прокурор просил обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N 19» в срок до **** года полностью оградить территорию школы, расположенной по вышеуказанному адресу (л.д. 90 — 92).

В обоснование иска указал, что по результатам прокурорской проверки установлен факт нарушения общеобразовательным учреждением требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологической, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности дошкольных и общеобразовательных учреждений, а именно территория школы ограждена забором не полностью: часть территории не огорожена, в имеющемся заборе имеются проломы. В результате имеет место беспрепятственный доступ посторонних лиц на территорию школы, нарушены права неопределенного круга лиц (учащихся, учителей, иных работников школы) на безопасность, охрану здоровья, а также угроза причинения ущерба имуществу образовательного учреждения и лиц, обучающихся и работающих в нем, в результате беспрепятственного доступа посторонних лиц. Считал, что ответчиком нарушены требования ст. 51 Закона РФ «Об образовании», ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189; не исполняются требования п. «в» п. 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174. Поскольку здание школы находится в оперативном управлении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N 19», а земельный участок для эксплуатации здания предоставлен этому учреждению на праве бессрочного пользования, в соответствии с Уставом МБОУ обеспечивает охрану здоровья, создание благоприятных и безопасных условий для разностороннего развития личности, установленные нарушения законодательства указывают о невыполнении учреждением требований к условиям организации обучения в общеобразовательном учреждении, то обязанность по ограждению территории школы должна быть возложена на общеобразовательное учреждение.

В судебном заседании представитель прокуратуры Крылова Т.М. поддержала исковые требования в полном объеме, считала, что восстановление нарушенных прав возможно путем возложения на МБОУ СОШ N 19? обязанности оградить территорию школы, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» по доверенности А. иск не признала, не отрицая отсутствие частичного ограждения школы, пояснила о создании условий для обеспечения безопасности обучающихся и работающих, в том числе путем установки автоматической противопожарной сигнализации, камер наружного наблюдения, указав, что Положением о лицензировании образовательной деятельности, на которое ссылался истец, обязанность учреждения по ограждению территории школы забором не предусмотрена. Срок действия предписания, выданного в связи с отсутствием забора Управлением Роспотребнадзора в 2006 году, продлен на 2012 год, в том числе по причине значительных затрат на эти цели. Не имеется оснований полагать, что отсутствие забора является нарушением действующего законодательства и прав граждан со стороны общеобразовательного учреждения.

Представитель ответчика — Управления образования администрации округа Муром в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании иск не признал по аналогичным основаниям. Также указал, что в настоящее время разрабатывается ведомственная целевая программа «Развитие образования округа Муром на 2012 — 2014 годы», на основании которой планируется на 2013 — 2014 годы установка наружного ограждения школы N 19 (л.д. 34 — 35).

Представитель третьего лица — администрации округа Муром в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представил отзыв на иск, считал необоснованным привлечение администрации округа для участия в деле и, что исковые требования должны быть предъявлены указанным выше ответчикам (л.д. 31 — 32).

Судом постановлено указанное выше решение.

Представителем Муромского городского прокурора подано апелляционное представление об отмене решения, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания представителей МБОУ «СОШ N 19», Управления образования администрации округа Муром и администрации округа Муром, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

Установлено, что согласно Уставу МОУ «СОШ N 19», действовавшему на день обращения Муромского городского прокурора в суд с иском, указанное учреждение является юридическим лицом, владеет и пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом; учредителем является управление образования администрации округа Муром. Расходы на содержание здания учреждения и коммунальные расходы осуществляются из средств местного бюджета (л.д. 11 — 18).

**** года МОУ «СОШ N 19» выдана лицензия на право ведения общеобразовательной деятельности со сроком действия — бессрочно (л.д. 66, 67).

Согласно зарегистрированному ****. Уставу в новой редакции МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N 19» изменились наименование учреждения и его учредитель. В силу п. 1.4. Устава учредителем и собственником имущества данного общеобразовательного учреждения является муниципальное образование округ Муром, функции и полномочия которого осуществляет управление образования администрации округа Муром.

Из представленных суду свидетельств о государственной регистрации права от ****. следует, что за МОУ «Средняя общеобразовательная школа N 19» зарегистрировано право оперативного управления на два нежилых здания, расположенных по адресу: ****.

Также за данным учреждением зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по указанному выше адресу, площадью **** кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ****.

Из акта проверки Муромской городской прокуратуры от ****. обеспечения антитеррористической защищенности МОУ «Средняя общеобразовательная школа N 19» и приложенных фотографий ограждения усматривается, что территория школы ограждена забором, выполненным частично из кирпича и металлических прутьев, частично — из металлической решетки, и часть ограждения повреждена: имеются проемы в заборе, отсутствуют прутья, решетка (л.д. 6).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 «Об образовании» органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним «территорий». Образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение действующих на территории РФ Федеральных санитарных Правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с положениями ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Таким же правом в рамках ст. 45 ГПК РФ обладает прокурор с соблюдением требований ст. 131 ГПК РФ.

Исходя из положений ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, прокурор, с учетом специфики правового положения, должен указать в заявлении: конкретные интересы материально-правовых истцов; конкретное субъективное право, которое оказалось нарушенным; закон или иной нормативный правовой акт, которые предусматривают заявленные им способы защиты этих интересов.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен в ст. 12 ГК РФ.

Поскольку данный перечень не является исчерпывающим, защита прав может быть осуществлена иными способами; однако использование других способов защиты допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.

Исследовав установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ни один из законов РФ, на которые ссылается прокурор в обоснование заявленных требований, не предусматривает такого способа защиты как установление ограждения территории общеобразовательного учреждения.

Судебная коллегия не находит оснований, позволяющих не согласиться с выводом суда в этой части. Исходя из положений ст. 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, за нарушения санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Гражданско-правовая ответственность предусмотрена лишь за причинение вреда личности или имуществу гражданина. Ответственность за бездействие должностных лиц в гражданском порядке действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством не предусмотрена.

Вывод суда о том, что Федеральный закон N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления либо общеобразовательные учреждения возводить забор либо ограждение вокруг данных учреждений, является верным.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 г. N 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения.

Из представленных доказательств усматривается, что учреждением разработана Программа комплексного обеспечения безопасности школы, в п. 1.19 которой включено мероприятие по обеспечению исправности наружного ограждения территории образовательного учреждения по плану (л.д. 70 — 71).

Согласно примерного локального ресурсного сметного расчета, составленного по состоянию на ****., стоимость капитального ремонта ограждения территории школы N 19 составляет **** руб. (л.д. 41 — 47).

Относительно доводов прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, то согласно Паспорту безопасности муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ N 19», территория и входы оснащены 16-ю камерами видеонаблюдения, учреждение охраняется охранной тревожной сигнализацией, обслуживаемой специализированной организацией, имеется помещение охраны, где под контролем сотрудника образовательного учреждения находятся пульты пожарной сигнализации, охранной сигнализации, контроля камер видеонаблюдения, помещение оборудовано «тревожной» кнопкой, установлена пожарная сигнализация (л.д. 72 — 79).

Указанные выше документы и мероприятия позволяют сделать вывод, что образовательным учреждением принимаются меры к соблюдению требований законодательства. Доказательств тому, что перечисленные в Приказе N 2013 рекомендации ответчиком не выполнены, суду не представлено.

Каких-либо иных способов обеспечения безопасности, в том числе общеобразовательных учреждений, обязательных для исполнения, действующим законодательством, регулирующим данные правоотношения, не предусмотрено.

Предписанием должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в округе Муром, Муромском, Меленковском, Селивановском районах от 19.12.2006 г. МОУ «Средняя общеобразовательная школа N 19» в целях устранения нарушения п. 2.2.3. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», было обязано в срок до **** года решить вопрос о замене ограждения территории школы по адресу: .

Данное предписание не исполнено, срок исполнения продлен Управлением до **** года включительно.

Указанные нормы СанПиН 2.4.2.1178-02 (на них ссылался прокурор в первоначальном иске) утратили силу с 01.09.2011 г. в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189.

В уточненном иске прокурор ссылался на новые Правила СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189, согласно п. 3.1. которых территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Однако они вступило в действие с 01.09.2011 г.

С уточненным основаниями иска прокурор обратился ****., в связи с этим его довод о незаконном несоблюдении ответчиком требований вышеприведенного нормативного акта, является преждевременным.

Кроме того, предусмотренные данными Правилами мероприятия должны быть заложены в бюджет муниципального образования, а согласно Бюджетному кодексу РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (в редакции от ****.) предусмотрено принятие в установленном порядке закона (решения) о бюджете и его утверждение, который вступает в силу лишь с 01 января очередного финансового года.

Судом установлено, что восстановление ограждения территории общеобразовательного учреждения N 19 запланировано в 2013 году, расходы на содержание здания учреждения осуществляются из средств местного бюджета.

Судебная коллегия считает, что законодательство, на которое ссылается прокурор в обоснование заявленных требований, не предусматривает избранный им способ защиты прав неопределенного круга лиц. С учетом норм ст. ст. 254, 255, 258 ГПК РФ и Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 09.02.2009 г. независимо от того, что прокурор подал исковое заявление о защите субъективного права, рассмотрению и разрешению оно подлежит по правилам главы 25 ГПК РФ, поскольку правоотношения носят публичный характер.

Поскольку суд при разрешении данного дела не установил несоответствия действий Управления образования и муниципального общеобразовательного учреждения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения, а также из незаконного бездействия, то при таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного прокурором требования, судебная коллегия находит правильным.

Доводы апелляционного представления прокурора по существу сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в связи с этим не могут в силу ст. 330 ГПК РФ повлечь отмену судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 327 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Муромского городского суда Владимирской области от 26 декабря 2011 года по делу N 2-2171/2011 оставить без изменения, представление Муромского городского прокурора — без удовлетворения.

adminlawsexp

Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета.


Комментарии 4
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий