+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Родители обязаны обеспечить получение детьми какого образования

В то время, как его сверстники получают образование, он сидит дома перед Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Разведопрос: Клим Жуков про школу, образование и воспитание

Семейный кодекс РФ/Глава 12

Родители обязаны обеспечить получение детьми какого образования
Студентам-очникам могут предоставить гарантии на получение обязать родителей содержать своих нуждающихся в помощи детей в родителей, если он еще не получил образование необходимого ему уровня", – считает депутат. Напомним, сейчас родители обязаны содержать своих.

Новая редакция Ст. 63 СК РФ

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарий к Статье 63 СК РФ

1. По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также статьи 18 и 52 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Согласно п. 1 ст. 18 указанного Закона родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка. Так, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК (см. комментарий к нему) родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.

Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей. Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.

Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Эта обязанность конкретизируется в Законе об образовании. В п. 1 ст. 52 Закона об образовании сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

А согласно п. 1 ст. 10 Закона об образовании с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

В СК не уточняется, что имеется в виду под основным общим образованием, и не указывается его продолжительность. В Законе об образовании даны лишь общие, относительные возрастные рамки начала и продолжительности освоения тех или иных образовательных программ и получения образования определенного уровня. Согласно Закону об образовании ступени - обычные возрастные рамки для основного общего образования начало в 9 - 10 лет, окончание в 14 - 15 лет.

В настоящее время ставится вопрос о всеобщем среднем (полном) образовании. Известно, что сотни тысяч детей не получают даже основного общего образования. Причины этому могут быть самыми разнообразными: от банального нежелания учиться до экономических трудностей в семье. К тому же действующее законодательство не содержит механизма принудительного исполнения этой обязанности. Так что, по сути, эта норма носит декларативный характер.

Другой комментарий к Ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Обязанность родителей по воспитанию и обеспечению развития своих детей включает в себя заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, получении детьми основного общего образования.

2. Право выбора родителями образовательного учреждения и формы образования для ребенка прекращается одновременно с прекращением корреспондирующей этому праву обязанности по обеспечению ребенку основного общего образования. О праве ребенка выражать свое мнение по вопросам, связанным с его образованием, см. комментарий к ст.57 СК РФ.

3. Согласно п.1 ст.10 Закона РФ "Об образовании" (ВВС РФ, 1992, N 30, ст.1797) с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. В соответствии с п.1, 3 ст.19 СК РФ общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, при этом основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

4. О последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, предусмотренных ст.63 СК РФ, см. ст.69-74 СК РФ и комментарий к ним.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарий к статье 63 СК РФ

1. Право родителей на воспитание своих детей, являющееся одновременно и их обязанностью, занимает центральное место среди всех личных прав родителей. Во все времена государство и общество, возлагая на семью (и прежде всего на родителей ребенка) воспитательную функцию и оставляя за собой контроль за надлежащим ее выполнением, таким способом решали и решают одну из важных социальных задач.

2. Формы взаимодействия государства, общества и семьи в деле воспитания подрастающих поколений в разные периоды российской истории имеют существенные различия: абсолютная родительская власть над детьми в дореволюционный период была заменена сразу после революции на преимущественно государственные формы воспитания, затем осуществлен постепенный переход к сочетанию государственных, общественных и семейных форм воспитания в советский период при оказании семье самых различных видов помощи, и, наконец, в постсоветский период закреплен приоритет семейного воспитания детей в качестве основных начал семейного законодательства (ст. 1 СК РФ) при оказании государством фактически незначительной поддержки.

3. В последнее время, в условиях неблагоприятной демографической ситуации в России, наметилась тенденция увеличения объема оказываемой государством поддержки семьям, имеющим детей (увеличены размеры пособий по беременности и родам, а также ежемесячных пособий, в том числе неработающим женщинам, родившим ребенка, пособий опекунам и приемным родителям, предусмотрен с 2007 г. материнский (семейный) капитал, введено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, предусмотрены компенсации части родительской платы за детские сады и др.).

Специальный закон.

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2014);

Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ (в ред. от 29.12.2012) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей".

4. Обязанность родителей по воспитанию и развитию своих детей в качестве элемента содержания этой обязанности включает в себя заботу о ребенке, удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка с учетом его возраста, обеспечение уважения его человеческого достоинства.

Эти обязанности родителей, а также их ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка.

В соответствии со ст. 18 ранее действовавшего Закона "Об образовании", регламентировавшей дошкольное образование, родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Новая редакция Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 25.11.2013 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) содержит законодательное определение понятий: образование, воспитание, обучение (ст. 2), устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3), государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации (ст. 5), полномочия органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления (ст. 6 - 9), систему образования (гл. 2), лиц, осуществляющих образовательную деятельность (гл. 3), а в гл. 4 под названием "Обучающиеся и их родители (законные представители)" предусматривает права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в числе которых закрепляет преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, возлагая на родителей (законных представителей) обязанность заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст. 44). В связи с принятием данного Федерального закона внесены соответствующие изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в комментируемую статью.

В письме Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" разъясняется, что Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (ч. 4 ст. 63).

Специальный закон.

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";

Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме".

Судебная практика.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства с тем, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства дальнейшей его судьбы (п. 2 ст. 68 СК РФ).

При рассмотрении исков родителей о передаче им детей лицами, у которых они находятся на основании закона или решения суда (опекунов, попечителей, приемных родителей, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений), необходимо выяснять, изменились ли ко времени рассмотрения спора обстоятельства, послужившие основанием передачи ребенка указанным лицам и учреждениям, и отвечает ли интересам детей их возвращение родителям (Постановление Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"). См. также: Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом ВС РФ 20.07.2011.

Другой комментарий к статье 63 СК РФ

1. Воспитывать детей - одновременно право и обязанность родителей. Об этом же говорит и ст. 38 Конституции РФ. Это означает, что, во-первых, никто и ни при каких обстоятельствах не может лишить родителей возможности воспитывать ребенка. Лишение возможности воспитывать ребенка может произойти только по решению суда в случае лишения родителей родительских прав по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Во-вторых, право воспитывать ребенка не означает возможность решать делать это или нет (как в случае с большинством других прав), - поскольку закон одновременно закрепляет и такую обязанность. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Этой обязанности родителей соответствует указанное в п. 2 ст. 54 СК РФ право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Обязанность отличается от права прежде всего необходимостью выполнения и наличием ответственности за невыполнение. Так, за невыполнение обязанности воспитывать ребенка в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Статья 156 УК РФ направлена на обеспечение выполнения родителями конституционной обязанности воспитывать своих детей и заботиться о них.

Надлежащее исполнение воспитательных функций в отношении несовершеннолетних - одна из приоритетных задач государства, так как результаты воспитания отражаются на процветании общества в целом. Поэтому наряду с уголовной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена также административная (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовая (ст. 1073 - 1075 ГК РФ), семейно-правовая (ст. 69 и 73 СК РФ) ответственность.

Преимущественное право родителей на воспитание детей перед другими лицами стало необходимым закрепить в связи с тем, что зачастую родители являются не единственными, кто имеет право на воспитание ребенка. К примеру, см. настоящий комментарий к ст. 62 СК РФ - несовершеннолетние родители, не достигшие возраста 16 лет, могут воспитывать ребенка вместе с назначенным ему опекуном. В этом случае разногласия разрешаются органом опеки и попечительства с учетом как данной нормы, так и конкретной ситуации в семье.

По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также ст. 18 и 52 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <1>.

--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

2. Главным в воспитании ребенка закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Обеспечение всех этих условий вряд ли, в общем случае, возможно без получения ребенком основного общего образования в общеобразовательном учреждении. Под образованием Закон РФ "Об образовании" понимает целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Кроме того, согласно ст. 43 Конституции РФ о праве на образование, основное общее образование обязательно и родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Получение среднего (полного) общего образования не считается обязанностью, но поскольку ценность образования является неоспоримой, государство возлагает на родителей обязанность обеспечить все условия для того, чтобы их ребенок продолжил свое обучение в высшем образовательном учреждении.

Как следует из комментируемой статьи, от выбора родителей зависит, в каком высшем образовательном учреждении их дети получат образование и в какой форме: очно, заочно, экстерном и т.п. Однако неучтение мнения ребенка в этом вопросе будет являться нарушением законодательства и может быть оспорено ребенком в судебном порядке путем самостоятельного обращения в суд.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно,?.

Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дети могут получить дошкольное образование: в дошкольных образовательных организациях; в общеобразовательных организациях; в организациях дополнительного образования; в семейных (домашних условиях).

Если родители дают ребенку дошкольное образование в семье, то они имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Дошкольная образовательная организация обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев.

Режим времени пребывания детей в дошкольном учреждении может быть:

  • кратковременного пребывания (до 5 часов в день);
  • сокращенного дня (8-10-часов);
  • полного дня (10-12 часов);
  • продленного дня (13-14-часов);
  • круглосуточного пребывания.

Рабочая неделя может быть 5-дневной и 6-дневной. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп в выходные и праздничные дни.

Питание детей организует дошкольное образовательное учреждение.

За охрану здоровья обучающихся (кроме оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в образовательных организациях отвечают сами эти организации.

Взимание платы за содержание детей производится в соответствии с законодательством. Присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования осуществляется на безвозмездной основе.

По общему правилу дошкольное образование дается на русском языке.

В соответствии со своим уставом образовательная организация может оказывать дополнительные платные образовательные услуги на основе договора с родителями.

В государственные и муниципальные общеобразовательные организации должен быть обеспечен прием всех детей, проживающих на закрепленной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Вступительные испытания для этих детей не допускаются. Отказать им могут только по причине отсутствия свободных мест.

Допускается организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные школы для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.

Кроме того, возможно проведение оценки способностей при отборе учеников в организации, реализующие образовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта и в области искусств

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

По согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с родителями и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

Общее образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • в форме семейного образования.

Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

В целях учета мнения родителей по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы детей, по инициативе родителей создаются советы родителей.

Общеобразовательные программы в общеобразовательной организации осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах.

Родители имеют право:

  • выбирать общеобразовательную организацию, форму получения образования (с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии при их наличии);
  • выбирать язык, языки образования;
  • выбирать факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией;
  • получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
  • присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Предельно допустимая наполняемость классов 25 человек.

Обязательными для изучения в начальной школе предметными областями являются: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология и физическая культура.

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Продолжительность учебной недели для них - 5 дней. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов - не более 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю - 6 уроков за счет урока физической культуры при 6 дневной учебной неделе.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-м уроке; 2-4-х классов - 2-3-м уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

Объем домашних (по всем предметам) для других классов должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч.; в 4 классе - 2 ч.

В первый класс школы принимают детей, которым к моменту начала обучения исполнилось 6,5 лет, если они не имеют противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения детьми возраста 8 лет. По заявлению родителей школа может разрешить прием детей в более раннем или более позднем возрасте.

К учреждениям начального профессионального образования относятся: профессиональное училище и профессиональный лицей.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования. Виды специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджета является общедоступным, за исключением следующих случаев:

  • при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания;
  • если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Студентам-очникам могут предоставить гарантии на получение алиментов от родителей. Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму депутатом Мамедом Абасовым.

Предлагается дополнить Семейный кодекс РФ новой статьей, установив в ней право суда обязать родителей содержать своих нуждающихся в помощи детей в возрасте от 18 до 24 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, до окончания ими обучения. Исключение предусмотрено для периода нахождения ребенка в академическом отпуске. При отсутствии соглашения об уплате таких алиментов предполагается, что их размер будет определяться судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Как указывает автор законопроекта, на практике восемнадцатилетие ребенка не определяет его финансовой самостоятельности. "Одному из родителей сложно сохранить прежний уровень жизни ребенка в случаях продолжения им очной формы обучения. Совершеннолетний ребенок нуждается в поддержке родителей, если он еще не получил образование необходимого ему уровня", – считает депутат.

Напомним, сейчас родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. При отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон (ст. 85 Семейного кодекса РФ).


Может ли суд уменьшить размер алиментов на содержание ребенка, если его родитель получает чрезвычайно высокий доход? Узнайте из материала "Размеры алиментов на детей"Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


При этом в ряде зарубежных государств совершеннолетие ребенка не влияет на обязанность родителя по уплате алиментов. Например, в Чехии и Бельгии допускается выплата алиментов детям, достигшим 18 лет, в случае продолжения ими обучения.

Ранее с аналогичной инициативой выступал депутат Госдумы Олег Михеев. Он предлагал закрепить в Семейном кодексе РФ право на алименты совершеннолетних детей, проходящих обучение. Так, предусматривалась обязанность родителей содержать детей, обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и не имеющих самостоятельного заработка, до достижения ими возраста 23 лет. Такое правило планировалось распространить только на учащихся по очной форме обучения на бюджетных  местах. Законопроект был возвращен автору в связи с несоблюдением требований Регламента Госдумы.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего?.


Комментарии 4
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий