+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Реализация образовательных программ профессионального образования

дополнительного профессионального образования Нижегородской области реализации образовательных программ с применением электронного.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Требования к реализации образовательных программ

Законодательная база Российской Федерации

Реализация образовательных программ профессионального образования
2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 10. Структура системы образования

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Статья 12. Образовательные программы

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

Статья 14. Язык образования

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

 

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

КонсультантПлюс: примечание.

О соответствии образовательных и образовательно-квалификационных уровней в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе см. ст. 2 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

 

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до 1 июля 2016 года, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 (в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ), в течение одного года с 1 июля 2016 года.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(часть 7 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ в часть 13 статьи 12 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

 

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

 

Статья 14. Язык образования

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

3. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

 

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

 

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

3. Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

6. Учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы. В проведении указанной экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

 

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

1. В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

2. В целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения.

3. Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

 

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

Сведения о реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

В комментируемой статье объединен ряд новелл в организации образовательного процесса, которые характерны для современного российского образования.

В ч. 1 ст. 13 закрепляется возможность реализации образовательной программы как самостоятельно, так и так и посредством сетевых форм их реализации, которые обеспечивают возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать научные, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (подробнее см. комментарий к ст. 15).

Ч. 2 комментируемой статьи касается образовательных технологий. В документах ЮНЕСКО под образовательными технологиями, или технологиями обучения технология обучения понимается системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия[1]. Наряду с классическим лекционным (аудиторным) обучением, в современном образовательном процессе активно применяются обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, с применением учебной книги, компьютерное обучение, система «репетитор» — индивидуальное обучение, программное обучение (по заранее составленной программе) и т. д.

Особое значение для организации образовательного процесса  имеют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, которым посвящена ст. 16 комментируемого Закона. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16). В той же ст. 16  дистанционные образовательные технологии определены как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»[2]).

Применение электронного обучения и дистанционных технологий в образовании являются важной гарантией общедоступности образования, прежде всего для лиц, которые по медицинским показаниям не могут посещать занятия в образовательной организации, живут в отдаленных и труднодоступных районах и т. п.

Предметом ч. 4 комментируемой статьи является образовательный модуль. Законодательство допускает применение формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.

Модуль в образовании представляет собой часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющую определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания.

Модульное обучение представляет собой способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Его сущность состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули), содержание и объём которых варьируются в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Сами модули формируются:

- как структурная единица учебного плана по специальности;

- как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой;

- как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины[3].

Модули могут быть обязательными и элективными (по выбору).

Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Две части – 4-я и 5-я – комментируемой статьи посвящены зачетным единицам и их применению для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения.

Зачетная единица выступает в качестве меры трудоемкости образовательной программы. Законодатель определяет зачетную единицу как унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом — аудиторную нагрузку, самостоятельную работу, практику.

С помощью зачетных единиц осуществляется контроль за успешным освоением образовательных программ, формируется структура образовательного процесса (каждой учебной дисциплине, виду практики и т.д. присваивается определенное количество зачетных единиц). Зачетные единицы могут выражаться в академических часах или переводиться в них.

Практика применения зачетных единиц при организации образовательного процесса была заимствована в результате присоединения России к Болонскому процессу.

В глоссарии к документам по Болонскому процессу содержится отдельная статья, посвященная европейской системе переводных зачетных единиц (ECTS). Эта система была первоначально установлена в рамках программы ERASMUS (1989-1996 гг.). Она получила распространение на территории единого европейского пространства высшего образования в качестве действенного инструмента обеспечения прозрачности образовательных программ, содействия общеевропейской академической мобильности[4].

Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Так, например, в соответствии ФГОС высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры (Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. № 376 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры)»[5]) объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Части 6-8 комментируемой статьи посвящены практике обучающихся. В п. 24 ст. 2 комментируемого Закона практика определяется как вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Проведение практики обучающихся предусматривается основными профессиональными образовательными программами. Организация проведения практики осуществляется образовательной организацией, которая заключает в этих целях договоры с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (место прохождения практики).  При этом законодательство допускает, что практика может быть проведена непосредственно в образовательной организации.

Положения о практике обучающихся утверждаются Минобрнауки России:

- Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»[6];

- Приказ Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»[7].

Практика обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, нацелена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).

Видами такой практики являются учебная практика и производственная практика.

Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Производственная практика включает в себя два этапа: практику по профилю специальности и  преддипломную практику.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций.

Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.

Практика студентов образовательных организаций высшего образования является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими ФГОС (образовательными стандартами).

Основными видами практики студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования, являются:

- учебная практика,

- производственная, включая преддипломную практику.

Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная практика и т. д.

Производственная практика включает в себя, как правило: практику по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики.

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Требования к организации практики определяются ФГОС высшего образования. Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от образовательной организации и от предприятий (учреждений, организаций).

В тех же случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр.

Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.

В ч. 9 комментируемой статьи закреплен один из основных принципов организации образовательного процесса: методы и средства обучения и воспитания, образовательные технологии, используемые при реализации образовательных программ, не могут наносить вред физическому или психическому здоровью обучающихся.

Этот принцип соответствует конституционно-правовому статусу личности, положениям Конституции РФ о том, что:

- человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2),

- достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21);

- никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21);

- никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст. 21);

- каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

- каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23);

- каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29);

- никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст. 29);

- каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29) и др.

Кроме того, принцип, согласно которому при реализации образовательной программы не может быть нанесен вред физическому или психическому здоровью обучающихся, соответствует закрепленному в ст. 3 комментируемого Закона одному из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования ? гуманистическому характеру образования, закреплению в качестве приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности и воспитания взаимоуважения.

Еще один принцип реализации образовательной программы закреплен в ч. 10 комментируемой статьи. Этим принципом установлен запрет, обращенный к органам публичной власти, осуществляющим управление в сфере образования, на вмешательство в организацию образовательного процесса путем внесения изменений в учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данный принцип согласуется с принципом автономии образовательных организаций, установленным в ст. 3 (ч. 1 п. 9) комментируемого Закона.

В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи Министерство образования и науки РФ наделяется нормотворческими полномочиями по установлению порядка организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования:

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»[8];

- Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»[9];

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»[10];

- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»[11];

- Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры"[12];

- Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»[13];

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»[14];

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»[15];

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[16].

В этих нормативных правовых актах урегулированы вопросы организации разработки и реализации образовательных программ, организации образовательного процесса по соответствующим образовательным программам, а также особенности организации образовательного процесса по данным образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.



[1] Словарная статья «Образовательные технологии» в Википедии.

[2] Российская газета, № 86, 16.04.2014.

[3] Словарная статья «модульное обучение» в Википедии.

[4] Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях / под ред. Г. А. Лукичева. М., 2014. С. 222.

[5] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.04.2015.

[6] Российская газета, № 136, 26.06.2013.

[7] Российская газета, № 108, 05.06.2003.

[8] Российская газета, № 232, 16.10.2013.

[9] Российская газета, № 110, 24.05.2013.

[10] Российская газета, № 56, 12.03.2014.

[11] Российская газета, № 172, 07.08.2013.

[12] Российская газета, № 31, 12.02.2014.

[13] Российская газета, № 31, 12.02.2014.

[14] Российская газета, № 190, 28.08.2013.

[15] Российская газета, № 238, 23.10.2013.

[16] Российская газета, N 279, 11.12.2013.


Автор - А.Н. Козырин

01 мая 2016 года


Возврат к разделу

Правила осуществления мониторинга системы образования; . реализации образовательных программ среднего профессионального образования;.

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

Депутатами Государственной думы инициирован проект Закона  О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования практической подготовки обучающихся (Вносится депутатами Государственной Думы В.А. Никоновым, Г.Г. Онищенко, Л.Н. Духаниной, Г.К. Сафаралиевым)

Источник

http://sozd.parliament.gov.ru/bill/607448-7

 

Вносится депутатами

Государственной Думы

В.А. Никоновым, Г.Г. Онищенко, Л.Н. Духаниной, Г.К. Сафаралиевым

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

 

О внесении изменений в Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации»

в части совершенствования практической

подготовки обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 32 (часть II), ст. 5122) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) в пункте 9 слова «курсов, дисциплин (модулей),» заменить словами «курсов, дисциплин (модулей), практики,»;

б) в пункте 10 слова «курсов, дисциплин (модулей),» заменить словами «курсов, дисциплин (модулей), практики,»;

в) пункт 24 изложить в следующей редакции:

«24) практическая подготовка – форма организации учебной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы;»;

2) в статье 13:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации, а также посредством зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.»;

б) части 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«6. Основные профессиональные образовательные программы обеспечивают проведение практической подготовки обучающихся при реализации отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных соответствующими образовательными программами. Иные образовательные программы могут обеспечивать проведение практической подготовки обучающихся при реализации образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов.

7. Реализация образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, при применении практической подготовки может быть организована посредством использования сетевой формы реализации образовательной программы.»;.

в) дополнить частью 71 следующего содержания:

«71. Практическая подготовка может быть организована:

1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для обеспечения практической подготовки;

2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для обеспечения практической подготовки.».

г) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Положение о практической подготовке обучающихся, осваивающих основные и дополнительные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Положение о практической подготовке обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.»;

3) статью 15 изложить в следующей редакции:

«1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, в том числе различных вида, уровня и (или) направленности, с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, в том числе различных вида, уровня и (или) направленности, с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, а также иных видов и форм организации учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, а также примерные формы договоров о сетевой форме реализации образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  высшего образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.»;

4) в статье 27:

а) часть 3 исключить;

б) части 4 - 12 считать частями 3 - 11 соответственно;

5) в пункте 1 части 2 статьи 29:

а) в подпункте «в» слово «практики,» исключить;

б) дополнить подпунктом «з1» следующего содержания:

«з1) о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности;»;

6) в статье 51 часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.»;

7) в части 2 статьи 72:

а) подпункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:

«4) создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность;

5) создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность.»;

8) в статье 82:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.»;

б) части 5 и 6 исключить;

9) в статье 91:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением указанных на официальном сайте соискателя лицензии в сети «Интернет» мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы, мест осуществления практики, практической подготовки, а также проведения государственной итоговой аттестации. Филиалы организации проходят лицензирование образовательной деятельности в составе образовательной организации, организации, осуществляющей обучение. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, за исключением филиала, в котором осуществляется исключительно практическая подготовка обучающихся, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.»;

б) часть 15 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым при осуществлении практической подготовки обучающихся.»;

10) в статье 92:

а) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, за исключением филиала, в котором осуществляется исключительно практическая подготовка обучающихся, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.»;

б) часть 9 дополнить словами «, за исключением филиала, в котором осуществляется исключительно практическая подготовка обучающихся.»;

в) пункт 9 части 29 дополнить подпунктами «г» и «д» следующего содержания:

«г) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым посредством использования сетевой формы;

д) образовательной деятельности при осуществлении практической подготовки обучающихся.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2019 года.

 

 

           Президент

Российской Федерации                                                                           

 

 

Пояснительная записка

 

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации»

в части совершенствования практической

подготовки обучающихся»

 

 

 

В связи со значительной динамикой изменения требований рынка труда в последние годы к выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования предъявляются все более высокие требования к уровню практической подготовки, который рассматривается как важнейший показатель качества профессионального образования. Между образовательными организациями и работодателями заметно усиливается разрыв в оценке готовности выпускников к самостоятельной работе на производстве.

Практическая подготовка является важнейшей составляющей профессиональной подготовки, обеспечивая обучение умениям и навыкам, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста. Именно образовательная организация должна обеспечить будущему специалисту эту практическую подготовку в ходе освоения им профессиональной образовательной программы. В то же время, как показывает практика, выполнение студентами традиционно предусматриваемых в образовательных программах лабораторных и курсовых работ (проектов), прохождение учебных производственных практик не позволяет им достигнуть того уровня практической подготовки, которого ждут от них работодатели. Сегодняшние реалии, очевидно, демонстрируют необходимость усиления практической подготовки обучающихся в процессе освоения ими профессиональных образовательных программ.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании) основные профессиональные образовательные программы обязательно предусматривают проведение практики обучающихся. Под практикой понимается вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Помимо понятия «практика» в Законе об образовании в нескольких статьях используется термин «практическая подготовка». Указанный термин широко применяется для правового регулирования практической подготовки лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование, либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, и предполагает участие обучающихся в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности. Практическая подготовка по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта предусмотрена при реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов, в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, а также при реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

Целью предлагаемого проекта федерального закона является комплексное расширение и усиление правового обеспечения организации практической подготовки обучающихся, включая раскрытие самого понятия «практическая подготовка обучающихся». Под практической подготовкой при освоении образовательной программы предлагается понимать форму организации учебной деятельности в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.

Для повышения качества образования и усиления практической подготовки обучающихся часть 6 статьи 13 Закона об образовании дополнена нормой, в соответствии с которой основные профессиональные образовательные программы обеспечивают проведение практической подготовки обучающихся при реализации отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных соответствующими образовательными программами. Иные образовательные программы могут обеспечивать проведение практической подготовки обучающихся при реализации образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов.

Для расширения возможностей получения обучающимися практической подготовки законопроектом предусмотрена возможность реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов посредством использования сетевой формы реализации образовательной программы. Для этого:

в части 1 статьи 13 Закона об образовании для обеспечения правового регулирования учета результатов освоения образовательной программы, реализуемой посредством сетевой формы, законодательно закрепляется возможность зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

статья 13 Закона об образовании дополнена новой частью 71, в которой раскрываются формы организации такой практической подготовки. В соответствии с нормами статьи 71 практическая подготовка может быть организована:

1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для обеспечения практической подготовки;

2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе структурном подразделении указанной организации, предназначенном для обеспечения практической подготовки.

Также статья 13 Закона об образовании дополнена частью 8, наделяющей:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, полномочием по утверждению Положения о практической подготовке обучающихся, осваивающих основные и дополнительные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, полномочием по утверждению положения о практической подготовке обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.

Помимо этого в статье 15 Закона об образовании предусматривается, что:

порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, а также примерные формы договоров о сетевой форме реализации образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Для урегулирования вопросов указания адресов мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест осуществления практики, практической подготовки законопроектом вносятся изменения в статью 29 Закона об образовании, предусматривающие предоставление такой информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», и корреспондирующие этому изменения в статью 92 указанного Закона. При этом часть 15 статьи 92 также дополняется новым пунктом 5, в соответствии с которым лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым при осуществлении практической подготовки обучающихся.

В связи с вводимым законопроектом новым понятием «практическая подготовка» и расширением его использования на правоотношения, возникающие при реализации всех профессиональных образовательных программ, необходимые корреспондирующие изменения вносятся в статью 82 Закона об образовании «Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования».

В связи с необходимостью внесения большого числа изменений в подзаконные акты в случае принятия проекта федерального закона предлагается установить датой вступления федерального закона в силу 1 сентября 2019 года.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

 

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию

в связи с принятием Федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации»

в части совершенствования практической

подготовки обучающихся»

 

 

 

Для обеспечения реализации Федерального закона«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования практической подготовки обучающихся» потребуется:

1) принятие приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, а также примерных форм договоров о сетевой форме реализации образовательных программ.

2) изменение Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1039, с учетом особенностей проведения аккредитационной экспертизы в части:

образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым посредством использования сетевой формы,

образовательной деятельности при осуществлении практической подготовки обучающихся.

Головные исполнители – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

3) принятие приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Положения о практической подготовке обучающихся, осваивающих основные и дополнительные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения»;

4) принятие приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении Положения о практической подготовке обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования»;

5) внесение изменений в приказы, в которых приводится состав образовательной программы;

6) признание утратившими силу приказов, касающихся утверждения порядков проведения практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации»

в части совершенствования практической

подготовки обучающихся»

 

 

 

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования практической подготовки обучающихся» не требует расходов из федерального бюджета и не влечет изменений финансовых обязательств государства.

Описание программы

Цель:

Программа разработана в целях совершенствования кадрового обеспечения в сфере организации и управления учебным процессом в условиях реализации уровневой системы подготовки кадров. Программа предусматривает выполнение самостоятельных работ прикладного характера, в т.ч. разработку программ бакалавриата, программ магистратуры, программ аспирантуры как в целом, так и отдельных элементов этих программ: учебного плана, программ образовательных модулей или дисциплин, практик, а также отдельных нормативно-методических материалов.

Форма обучения:

  • самостоятельная работа, участие в вебинарах, общение на форуме, подготовка и обсуждение выполненных практических работ с коллегами и преподавателями программы;
  • предзаписанное видео (4 часа) и 3 аналитических вебинара с разбором домашних заданий;
  • обучение предполагает активное взаимодействие с преподавателем.

При формировании группы от 10 человек возможен выезд преподавателя к заказчику; при индивидуальном заказе - полностью дистанционный формат.

Образовательные результаты

В результате освоения программы вы будете

знать:

  • актуальные нормативно-правовые документы, регламентирующие цели, задачи, порядок и процедуры разработки образовательных программ в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования;
  • основные принципы построения образовательных программ в соответствии с методологией TUNING;
  • понимать методологическую сущность следующих понятий: «компетенция», «результат обучения», «модуль», «зачетная единица», «преподавание», «обучение», «оценка качества освоения образовательной программы или отдельного модуля этой программы», «электронное обучение», «дистанционные технологии».

уметь:

  • разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода;
  • разрабатывать образовательные программы на основе модульного принципа построения программ, системы зачетных единиц;
  • разрабатывать образовательные программы, реализуемые с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;
  • разрабатывать рабочие программы отдельных модулей.

иметь навыки:

  • осуществлять разработку образовательных программ высшего образования на основе ФГОС ВО.

Основные темы:

Модуль 1. Нормативно-методическая база разработки и реализации образовательных программ.

  • Основные задачи и направления развития системы образования. Нормативно-правовая база функционирования российской системы образования. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-фз от 29.12.2012. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования: содержание и условия реализации.
  • Проблемы разработки и реализации Основных образовательных программ на основе ФГОС ВО. Профессиональные стандарты. Учет требований профессиональных стандартов при разработке Основных образовательных программ.

Модуль 2. Компетенции и образовательные результаты.

  • Определение компетенций и образовательных результатов. Виды и задачи деятельности. Классификация компетенций. Универсальные компетенции. Общепрофессиональные компетенции. Профессиональные компетенции. Классификация компетенций по уровням образования.  Уровни освоения компетенций. Индикаторы измерения.
  • Образовательные результаты. Взаимосвязь компетенций и образовательных результатов.
  • Обобщенные трудовые функции. Трудовые функции. Трудовые действия.
  • Методология TUNING и возможность ее использования в российских университетах.
  • Профили образовательных программ подготовки бакалавров. Принципы выделения профилей. Принципы формирования магистерских программ.

Модуль 3. Кредитно-модульная организация учебного процесса.

  • Образовательный модуль: понятие и принципы формирования. Взаимосвязь компетенций и образовательных модулей. Взаимосвязь модулей и результатов обучения. Модульная модель учебного плана.
  • Зачетная единица как инструмент оценки трудоемкости учебной нагрузки обучающегося. Контактная работа с преподавателем: содержание и формы. Самостоятельная работа студента: содержание и формы.
  • Логика разработки учебных планов с использованием системы зачетных единиц.

Модуль 4. Практика и научно-исследовательская работа студентов.

  • Научно-исследовательская работка студентов: содержание, формы. Организация и содержание научных семинаров.
  • Практики: содержание, виды, формы.
  • Учебная практика. Производственная практика. Научно-исследовательская практика. Производственная практика.

Модуль 5. Технологии преподавания, обучения, оценивания.

  • Рекомендации TUNING в области применения образовательных технологий: преподавание, обучение, оценивание.
  • Преподавание. Методики и технологии преподавания при реализации компетентностного подхода. Взаимосвязь методик и технологий преподавания и результатов обучения.
  • Обучение. Методики и технологии обучения при реализации компетентностного подхода. Взаимосвязь методик и технологий обучения и результатов обучения.
  • Система оценивания успеваемости студентов. Балльно-рейтинговая система оценки.
  • Рабочая программа модуля (дисциплин, практик). Структура рабочей программы, алгоритм разработки.

Модуль 6. Законодательные основы использования электронного и дистанционного обучения при реализации образовательных программ высшего образования.

  • Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии: понятие и содержание.
  • Анализ и сравнение законодательных актов, регулирующих применение ДОТ и электронного обучения в вузах.
  • Модульная система организации учебного процесса c использованием дистанционных технологий.

Нагрузка: 

108 часов, в т.ч. 28 часов ауд. занятий, 80 часов - выполнение индивидуальной практической работы под руководством преподавателя и итоговая аттестация в дистанционном формате.

Документ об окончании: 

2 удостоверения о повышении квалификации установленного образца: МГУ имени М.В. Ломоносова и компании АНО «еНано»

Требования к компьютерному оборудованию и каналам связи

Требования к среде
  • Операционная система windows vista/7/8; mac os 10.5+
  • Экран с диагональю не менее 15”;
  • Процессор pentium 1 гГц или выше;
  • Оперативная память 512 мб или выше;
  • Свободное дисковое пространство 200 мб;
  • Минимальное разрешение дисплея по горизонтали 1024 точек;
  • Минимальное разрешение по вертикали 768 точек;
  • Глубина цвета дисплея 16 бит (65536 цветов) или выше;
  • Звуковая карта 16 бит, совместимая с ос (для аудио сопровождения);
  • Браузер Google Chrome версия 26 и выше; IE 8.0 и выше; Safari (Mac) версия 6.0 и выше.
Основные требования
  • Компонент Adobe Flash Player, версия не ниже 9 (установить с сайта Adobe).
  • Колонки, наушники или встроенный динамик - для звукового сопровождения курса.

Сете¬вая форма реализации образовательных программ обеспечивает образовательных программ высшего образования в сетевой форме по.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Разработка и реализация образовательных программ дополнительного образования


Комментарии 2
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий