+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Протокол инвентаризационной комиссии для бюджетных учреждений образец

Формы документов: Инвентаризация в бюджетных учреждениях Форма: Акт о результатах инвентаризации (для бюджетного учреждения) Томск", и ООО "Энергогарант" (арендатором) на основании решения комиссии по.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Интервью директора АлтИУЗ Ткаченко А.С.

Приказ о проведении инвентаризации после пожара образец

Протокол инвентаризационной комиссии для бюджетных учреждений образец
Протокол инвентаризационной комиссии.doc 50 Кб, 2688 загрузок форма была разработана для учреждений и органов госвласти.

Текущий год подходит к концу. Для министерств, других центральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций, содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней, возникает необходимость в проведении годовой инвентаризации.
В данной статье рассмотрим особенности проведения инвентаризации для вышеуказанных учреждений и организаций.


Нормативные документы при проведении инвентаризации

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок проведения инвентаризации бюджетными учреждениями, является Инструкция № 90, которой установлены также формы инвентаризационных документов.

При выявлении недостач их размер определяют в соответствии с Порядком № 116, Законом № 217, Методикой № 1891. Списание недостач осуществляется согласно Порядку № 1314 и т. п.

Следовательно, лицам, задействованным в проведении инвентаризации, желательно более подробно ознакомиться с содержанием указанных документов.

Объекты инвентаризации

Инвентаризируются все имущество учреждения независимо от его местонахождения, а также все виды финансовых обязательств (п. 1.3 Инструкции № 90).

Инструкцией № 90 установлены единые требования к порядку инвентаризации основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств бюджетов всех уровней.

Таким образом, инвентаризируются все имущество (разделы І и ІІ актива баланса учреждения) и обязательства (раздел ІІ пассива баланса учреждения).

Причем из содержания пунктов 1.19 и  11.4 Инструкции № 90 следует, что инвентаризация имущества и обязательств проводится в разрезе субсчетов. То есть инвентаризация должна подтверждать сумму по такому субсчету.

Вместе с тем согласно п. 15 этой  Инструкции инвентаризации подлежат забалансовые статьи в том же порядке, что и статьи баланса.

Приведем перечень забалансовых статей:

  • 01 «Орендовані необоротні активи»;
  • 02 «Активи на відповідальному зберіганні»;
  • 04 «Непередбачені активи і зобов'язання»;
  • 05 «Гарантії та забезпечення»;
  • 06 «Матеріальні цінності, закуплені шляхом централізованного постачання»;
  • 07 «Списані активи та зобов'язання»;
  • 08 «Бланки суворого обліку»;
  • 09 «Призначення та зобов'язання».
  • Периодичность и сроки проведения инвентаризации

Согласно п. 1.8 Инструкции № 90 количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения и перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации при каждой из них, определяются руководителем учреждения, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (табл. 1).

Таблица 1. Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно


п/п

Случаи (согласно п. 1.9 Инструкции № 90)

1

Перед составлением годовой финансовой отчетности, кроме случаев, представленных в табл. 2

2

При смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел)

3

При установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов)

4

После пожара или стихийного бедствия (наводнения, землетрясений и пр.) — срочно после ликвидации пожара или стихийного бедствия

5

При ликвидации учреждения

6

Согласно распоряжению судебных и следственных органов

7

При передаче имущества учреждения в аренду

8

При передаче предприятий, учреждений, организаций или их структурных подразделений из одного подчинения в другое (на установленную дату передачи).

Инвентаризация может не проводиться при передаче учреждений или их структурных подразделений, а также зданий и сооружений внутри одного министерства, другого центрального органа исполнительной власти (если инвентаризация была раньше проведена в сроки согласно требованиям данной Инструкции)

 

Таким образом, руководитель учреждения должен издать соответствующий приказ, которым устанавливаются соответствующие количество, даты и перечень. При установлении периодичности инвентаризаций руководитель должен учитывать нормы пунктов 1.5 и 1.6 Инструкции № 90 (табл. 2)

Таблица 2. Периодичность проведения инвентаризаций


п/п

Объекты

Периодичность (согласно пунктам 1.5 и 1.6 Инструкции № 90)

1

Здания, сооружения и другие недвижимые объекты*

Не реже одного раза в три года

2

Музейные ценности*

Согласно срокам, установленным Министерством культуры Украины

3

Библиотечные фонды*

По решению руководителя учреждения — один раз в пять лет или в течение пяти лет с охватом инвентаризацией ежегодно не менее 20% единиц библиотечного фонда с обязательным завершением начатой инвентаризации этого имущества в структурном подразделении (у материально ответственного лица) в течение 30 дней

4

Другие основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы*

В министерствах, других центральных органах исполнительной власти, местных государственных администрациях, их управлениях (отделах), исполнительных органах местных советов — не реже одного раза в два года;
в других учреждениях — не реже одного раза в год

*Согласно пп. 1.5.4 п. 1.5 Инструкции № 90 инвентаризация основных средств проводится не раньше 1 октября.

5

Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, а также драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в отходах и ломе**

На месте хранения и непосредственно на производстве — два раза в год: по состоянию на 1 января и на 1 июля. Инвентаризация проводится в соответствии с Инструкцией № 84

**Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании и других изделиях, осуществляется одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей в сроки, установленные для материальных ценностей (п. 2.9 Инструкции № 90).

6

Незавершенные капитальные работы инвентарного характера и капитальные ремонты

Не реже одного раза в год, но не раньше 1 декабря

7

Молодняк животных, животные на откорме, птица, кроли, пушные звери и семьи пчел

Не реже одного раза в квартал

8

Готовые изделия, сырье и материалы, горючее***, корма, фураж и другие материалы

Не реже одного раза в год, но не раньше 1 октября

***Инвентаризация нефти и нефтепродуктов проводится с учетом п. 13 Инструкции № 281/171/578/155.

9

Продукты питания и спирта

Не реже одного раза в квартал

10

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства в производственных (учебных) мастерских и подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах, незавершенные научно-исследовательские работы

Не раньше 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически — в сроки, устанавливаемые соответственно министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями, исполнительными органами местных советов

11

Денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности

Не реже одного раза в квартал

12

Регистрационные, специальные регистрационные, валютные и текущие счета

По мере получения выписок органов Госказначейства Украины, банков

13

Расчеты платежей в бюджет

Не реже одного раза в квартал

14

Расчеты учреждения с вышестоящей организацией

Не реже одного раза в квартал

15

Расчеты с дебиторами и кредиторами

Не реже двух раз в год.
Расчет в порядке плановых платежей и с депонентами — не реже одного раза в месяц****

****Инвентаризация кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, проводится с учетом норм Порядка № 73 — ежеквартально.

16

Материальные ценности, не принадлежащие учреждению, — как состоящие на учете (в арендном пользовании, на ответственном хранении и т. п.), так и не учтенные по каким-либо причинам

В сроки, указанные выше для соответствующих ценностей

 

Создание инвентаризационной комиссии

Инвентаризация начинается с создания инвентаризационной комиссии. При создании комиссии следует учитывать нормы пунктов 1.11 — 1.15 Инструкции № 90.

Центральная инвентаризационная комиссия

Создает комиссию руководитель учреждения собственным приказом. Комиссия создается только из числа работников учреждения, работники сторонних организаций не могут входить в ее состав. Например, не могут входить в состав комиссии сторонний эксперт-оценщик, работники госфининспекции и т. п.

В письме № 12-14/519 ГлавКРУ Украины указывает, что работники государственной контрольно-ревизионной службы могут обращаться к руководителю бюджетного учреждения, предприятия или организации для принятия им внутреннего распорядительного документа о проведении инвентаризации, определении методов инвентаризации (сплошной или выборочной), круга материально ответственных лиц, у которых следует провести инвентаризацию, а также перечня материальных ценностей, которые необходимо проверить.

При этом они имеют право только присутствовать при проведении инвентаризации, поскольку в итоге могут оценить как работу самой инвентаризационной комиссии, так и состояние дел по хранению и использованию материальных ценностей на предприятии, однако не имеют права наравне с членами инвентаризационной комиссии подписывать инвентаризационные документы. Вместе с тем они могут завизировать страницы инвентаризационных ведомостей в целях избежания их подделки (осуществления подчисток и исправлений или же замены одного экземпляра другим).

Не включаются в состав комиссии также материально ответственные лица. В состав комиссии обязательно должен входить главный бухгалтер. Комиссия возглавляется руководителем учреждения или его заместителем.

Центральная инвентаризационная комиссия:

  • проводит инвентаризацию материальных ценностей и денежных средств, принадлежащих централизованной бухгалтерии и учреждению, при котором она создана;
  • проводит инвентаризацию денежных средств в расчетах и бланков строгой отчетности;
  • руководит работой местных инвентаризационных комиссий;

в случае необходимости (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и т. п.) проводит по решению руководителя учреждения повторные сплошные инвентаризации, рассматривает объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачи или порчу ценностей, а также другие нарушения, и вносит предложения относительно порядка урегулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.

Местные инвентаризационные комиссии

Если вследствие большого объема инвентаризационных работ инвентаризация не может быть проведена одной комиссией, создаются местные комиссии, возглавляемые руководителями соответствующих структурных подразделений, на которые возлагается проведение инвентаризации в структурных подразделениях этих учреждений. Один и тот же работник не может быть председателем местной комиссии в одном и том же учреждении два года подряд.

В состав местной комиссии обязательно входят работники бухгалтерии и другие специалисты (инженеры, технологи, экономисты и др.), хорошо знающие объект инвентаризации и первичный учет, кроме материально ответственных лиц.

Работа местных комиссий организуется и контролируется центральной комиссией.

Местные инвентаризационные комиссии:

  • проводят снятие фактических остатков материальных ценностей;
  • составляют заключения о выявленных недостачах и излишках;
  • вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их хранением.

Инвентаризация в учреждениях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией

Прежде всего руководитель учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, собственным приказом утверждает:

  • членов центральной инвентаризационной комиссии;
  • календарный план проведения инвентаризации;
  • распределение работников централизованной бухгалтерии в учреждениях для участия их в местных инвентаризационных комиссиях.

На основании данного приказа руководители учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, назначают местные инвентаризационные комиссии, в состав которых обязательно входят работники бухгалтерии и другие специалисты (инженеры, технологи, экономисты и др.), хорошо знающие объект инвентаризации и первичный учет.

Местные инвентаризационные комиссии возглавляются представителем руководителя учреждения, назначившим инвентаризацию.

Обязанности членов инвентаризационных комиссий

Члены комиссии обязаны:

  • своевременно проводить инвентаризацию в соответствии с приказом руководителя;
  • соблюдать порядок проведения инвентаризации;
  • полно и достоверно вносить в инвентаризационные описи данные о фактических остатках имущества, основных средств, материальных ценностей, денежных средств и документов, нематериальных активов, ценных бумаг и задолженности в расчетах;
  • правильно и своевременно оформлять материалы инвентаризации согласно установленному порядку;
  • не проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными;
  • проверять остатки материальных ценностей в натуре при обязательном участии материально ответственных лиц.

Правила проведения годовой инвентаризации

Сплошная и выборочная инвентаризации

Как уже отмечалось (строка 1 табл. 1), перед составлением годовой финансовой отчетности следует обязательно проводить инвентаризацию.

Согласно общему правилу инвентаризируются все имущество учреждения и все виды финансовых обязательств (п. 1.3 Инструкции № 90), то есть инвентаризация проводится сплошным методом.

В табл. 2 представлена периодичность проведения инвентаризации. Фактически она должна быть проведена по большинству объектов не раньше 1 октября (кроме объектов, указанных в строках 5 и 6).

Вместе с тем в этой таблице приведены исключения. Например, здания, сооружения и другие недвижимые объекты можно инвентаризировать не реже одного раза в три года. Так, если в прошедшем году недвижимые объекты инвентаризировали, то в текущем году их можно уже не инвентаризировать.

Таким образом, инвентаризация текущего года уже не будет сплошной, ведь в нее могут не вовлекаться вышеуказанные объекты.

Согласно п. 1.18 Инструкции № 90 инвентаризация, кроме инвентаризации продуктов питания и денежных средств, как правило, должна проводиться на первое число месяца.

Если инвентаризация ценностей в каком-то месте их хранения не может быть закончена в один день, она может быть начата раньше и закончена после первого числа.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения и перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации при каждой из них, определяются руководителем учреждения (п. 1.8 Инструкции № 90).

С учетом вышеуказанного годовая инвентаризация каждого текущего года может быть проведена в несколько этапов. Например, одни объекты инвентаризируют по состоянию на 1 октября, другие — на 1 ноября и т. д. до 31 декабря включительно.

Подготовительные работы к инвентаризации (п. 1.16 Инструкции № 90)

До начала инвентаризации в бухгалтериях необходимо закончить обработку всех документов о поступлении и выдаче материальных ценностей, провести соответствующие записи в реестрах аналитического учета и определить остатки на день инвентаризации.

На складах и в других местах хранения материальные ценности должны быть разложены по наименованиям, сортам, размерам и т. п.

Проведение инвентаризации

Прежде всего члены инвентаризационной комиссии должны подготовить бланки соответствующих инвентаризационных описей — заполнить «шапку» бланка, указать членов инвентаризационных комиссий.

Лица, ответственные за хранение материальных ценностей, до начала инвентаризации дают расписку о том, что все приходные и расходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, все товарно-материальные ценности, поступившие на хранение,оприходованы, а выбывшиесписаны (п. 1.17 Инструкции № 90).

Такая расписка также содержится на бланке инвентаризационных описей.

Затем начинается процесс инвентаризации.

Наличие ценностей при инвентаризации выявляется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и т. п. исходя из установленных единиц измерения. Определение веса (или объема) материалов, хранящихся насыпью, можно проводить на основании технических расчетов, о чем в описях делается соответствующая отметка (п. 1.19 Инструкции № 90).

Наименования инвентаризованных ценностей и объектов (предметов) и их количество отражаются в описях по субсчетам, номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

Если инвентаризация на складах или в других закрытых помещениях не закончена в тот же день, то инвентаризационная комиссия в конце рабочего дня должна опечатать помещение (п. 1.18 Инструкции № 90). Печать на время инвентаризации хранится у председателя инвентаризационной комиссии. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (на обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящиках, шкафах, сейфах, в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Особенности оформления инвентаризационных описей (актов) (пункты 1.21 — 1.24 Инструкции № 90)

Данные инвентаризации записывают в инвентаризационные описи (акты).

Формы описей (актов) в зависимости от вида имущества и обязательства приведены в приложениях к Инструкции № 90:

  • основных средств (приложение 1);
  • нематериальных активов (приложение 3);
  • других необоротных материальных активов и запасов (приложение 5);
  • наличия денежных средств, ценностей (приложение 7);
  • бланков документов строгой отчетности (приложение 8);
  • расчетов с дебиторами и кредиторами (приложение 9);
  • материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (приложение 11).

Составляются отдельные описи по местонахождению ценностей материально ответственными лицами. При годовой инвентаризации описи составляются в двух экземп-лярах, а если инвентаризация проводится при смене материально ответственных лицв трех экземплярах.

Описи подписываются председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии. Материально ответственные лица в конце каждой инвентаризационной описи расписываются о проверенных комиссией и занесенных в описи ценностях.

На каждой странице описи прописью указываются число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. п.) эти ценности указаны.

На последних страницах описей в незаполненных строках ставится прочерк. Выявленные в описях ошибки должны быть исправлены.

Исправления осуществляются в порядке, предусмотренном п. 4 Положения № 88. В описи, созданной вручную, ошибки исправляются корректурным способом, то есть неправильный текст или цифры зачеркиваются и над зачеркнутым надписывается правильный текст или цифры. Зачеркивание осуществляется одной черточкой так, чтобы можно было прочесть исправленное. Исправление ошибки должно быть обусловлено надписью «виправлено» и подтверждено подписями всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.

Особенности инвентаризации разных видов имущества и обязательств (не принадлежат учреждению)

Нормами Инструкции № 90 предусмотрены следующие особенности для:

  • основных средств (п. 2);
  • нематериальных активов (п. 3);
  • материалов, продуктов питания и других материальных запасов (п. 4);
  • молодняка животных и животных на откорме (п. 5);
  • малоценных и быстроизнашивающихся предметов (п. 6);
  • незавершенных научно-исследовательских работ (п. 7);
  • незавершенного производства производственных (учебных) мастерских (п. 8);
  • незавершенного производства в подсобных (учебных) сельских хозяйствах (п. 9);
  • денежных средств, ценностей и бланков строгой отчетности в кассе учреждения (п. 10);
  • расчетов (п. 11);
  • незавершенного капитального строительства и незаконченных капитальных ремонтов (п. 12);
  • других необоротных материальных активов (п. 13);
  • материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (п. 14);
  • забалансовых статей (п. 15).

Следовательно, прежде чем инвентаризировать соответствующие виды имущества и обязательств, членам инвентаризационной комиссии следует подробно ознакомиться с соответствующими пунктами данной Инструкции.

Проверка и оформление результатов инвентаризации (п. 16 Инструкции № 90)

После завершения инвентаризации оформленные описи (акты) сдаются в бухгалтерию для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации.

Соответствующий работник бухгалтерии проверяет правильность подсчетов в описи (акте), заполняет колонки «кількість», «вартість» по данным бухгалтерского учета. В конце описи (акта) ставит собственную подпись, чем подтверждает факт проверки.

Если обнаруживаются расхождения между фактическими и бухгалтерскими данными, их необходимо также задокументировать. Документирует бухгалтер в Сравнительной ведомости результатов инвентаризации:

  • основных средств (приложение 2);
  • нематериальных активов (приложение 4);
  • необоротных материальных активов и запасов (приложение 6).

Ведомости подписывает бухгалтер и материально ответственное лицо.

Расхождения денежных средств, ценностей и расчетов с дебиторами и кредиторами документируются непосредственно в соответствующих актах инвентаризации (приложения 7 и 9).

Оформленные таким образом в бухгалтерии описи (акты), сравнительные ведомости передаются инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет правильность определения бухгалтерией результатов инвентаризации и свои заключения и предложения отражает в Протоколе инвентаризационной комиссии (приложение 12). В нем приводятся подробные данные о причинах и лицах, виновных в недостачах, потерях, а также излишках, и указывается, какие меры приняты в отношении виновных лиц.

Не позднее чем за 10 дней после завершения инвентаризации протоколы инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения. В централизованных бухгалтериях протоколы центральной инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия.

Утвержденные инвентаризационные документы передаются в бухгалтерию для отражения в учете результатов инвентаризации (излишков или недостач).

Порядок регулирования инвентаризационных разниц

Инвентаризационные разницы регулируют в порядке согласно п. 17 Инструкции № 90.

При отражении инвентаризационных разниц в бухгалтерском учете следует учитывать нормы Инструкции № 61.

С учетом норм указанных инструкций рассмотрим особенности регулирования и отражения в бухгалтерском учете отдельно по излишкам и недостачам, а также возмещение недостач виновными лицами (в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом № 114, и Инструкцией № 61).

Излишек основных средств, ценных бумаг, денежных средств и других материальных ценностей

Излишки оприходуются и зачисляются соответственно на увеличение доходов по специальному фонду с дальнейшим установлением причин их возникновения и виновных в этом лиц.

Отражение в бухгалтерском учете:

по дебету счетов 103122, 2025, 30 и т. п. и кредиту субсчета 711 «Доходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги» — на сумму оприходованного излишка;

по дебету субсчета 811 «Расходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги» и кредиту субсчетов 401 «Фонд в необоротных активах по их видам», 411 «Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по их видам» — одновременно на сумму оприходованных необоротных активов (401) и малоценных быстроизнашивающихся предметов (411).

Недостача запасов в пределах норместественной убыли

Запасы, приобретенные в текущем году, — излишек списывается по распоряжению руководителя учреждения на фактические расходы: по дебету счетов 80 «Расходы из общего фонда», 81 «Расходы специального фонда» и кредиту счетов 2025.

Запасы, приобретенные в прошедшие годы, — излишек относится по распоряжению руководителя на уменьшение результата сметы учреждения: по дебету счета 43 «Результаты выполнения смет» и кредиту счетов 2025.

Следует отметить, что нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач и после зачета недостачи ценностей излишками при пересортице. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы.

Недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей

Списываются с баланса учреждения и относятся на счет виновных лиц по ценам, по которым исчисляется размер ущерба от краж, недостач, уничтожения и порчи материальных ценностей.

Потери и недостачи сверх норм естественной убыли материальных ценностей в тех случаях, когда виновные лица не установлены, а дела находятся в органах дознания или досудебного следствия, списываются с баланса учреждения и зачисляются на забалансовый счет 05 «Гарантии и обеспечения» до момента установления виновных лиц или до предоставления соответствующей информации от органов дознания или досудебного следствия по этим делам. Если сведения о недостачах следственным органам не переданы, то на забалансовом счете 05 «Гарантии и обеспечения» недостачи материальных ценностей не отражаются.

Об исчислении размера ущерба речь будет идти дальше. А теперь приведем соответствующие бухгалтерские записи.

Списание необоротных активов:

  • по дебету субсчета 401 «Фонд в необоротных активах по их видам» и кредиту субсчетов 104 — 122 — на остаточную стоимость;
  • по дебету счета 13 «Износ необоротных активов» и кредиту субсчетов 104 — 122 — на сумму начисленного износа;
  • по дебету субсчета 363 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и кредиту субсчета 711 «Доходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги» — на сумму возмещения убытков, отнесенную на счет виновных лиц;
  • по дебету забалансового счета 05 «Гарантии и обеспечения» — на сумму недостачи, если виновные не установлены и сведения о недостачах переданы в следственные органы. Эта запись делается вместо предыдущей.
  • Списание недостач и потерь от порчи запасов сверх установленных норм отражается такими же записями, как списание в пределах норм естественной убыли. Только одновременно со списанием отражаем возмещение виновными лицами:
  • по дебету счетов 80, 81 (43) и кредиту счетов 20 — 25;
  • по дебету субсчета 363 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и кредиту субсчета 711 «Доходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги» — на сумму возмещения убытков, отнесенную на счет виновных лиц;
  • по дебету забалансового счета 05 «Гарантии и обеспечения» — на сумму недостачи, если виновные не установлены и сведения о недостачах переданы в следственные органы. Эта запись делается вместо предыдущей.

Списание недостач и потерь малоценных и быстроизнашивающихся предметов:

  • по дебету субсчета 411 «Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по их видам» и кредиту 221 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе и в эксплуатации» — на балансовую стоимость;
  • по дебету субсчета 363 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и кредиту субсчета 711 «Доходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги» — на сумму возмещения убытков, отнесенную на счет виновных лиц;
  • по дебету забалансового счета 05 «Гарантии и обеспечения» — на сумму недостачи, если виновные не установлены и сведения о недостачах переданы в следственные органы. Эта запись делается вместо предыдущей.

Списание недостач денежных средств: по дебету субсчета 363 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и кредиту счета 30 «Касса» — на сумму недостачи.

Возмещение недостач виновными лицами

Следует отметить, что согласно п. 17.3 Инструкции № 90 при установлении недостач и потерь, возникших в результате злоупотреблений, соответствующие материалы в течение пяти дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь подается гражданский иск.

Сумма недостачи отражается на забалансовом счете 05 «Гарантии и обеспечения».

После того как будут установлены виновные и принято решение о возмещении ущерба, сумма недостачи списывается с забалансового счета 05. Причем если виновные установлены, одновременно делаем запись по дебету субсчета 363 «Расчеты по возмещению убытков»  и кредиту субсчета 711 «Доходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги».

Далее виновные лица погашают сумму недостачи путем внесения денежных средств в кассу либо на счет учреждения.

Поступление сумм в кассу, на текущие, регистрационные, специальные регистрационные счета учреждения на погашение недостач, причиненных убытков и т. п. отражается записью: по дебету субсчетов 301, 302, 311, 313, 321, 323 и кредиту субсчета 363.

Особенности определения размера убытка вследствие недостачи

Размер убытка определяется в соответствии с Порядком № 116.

Согласно п. 2 этого Порядка при определении размера убытков, которые привели к причинению имущественного ущерба государству, территориальной общине или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (составном) капитале, размер убытков определяется в соответствии с методикой оценки имущества, утвержденной Кабинетом Министров Украины. В настоящее время это Методика № 1891.

Согласно этой Методике убыток определяется независимым оценщиком или самостоятельно учреждением.

Определение убытка независимым оценщиком

Согласно общему правилу определение размера убытка осуществляется путем проведения независимой оценки (п. 104 Методики № 1891).

Проводится такая независимая оценка профессиональным оценщиком (физическим лицом), имеющим соответствующий сертификат, либо юридическим лицом, в составе которого работает хотя бы один оценщик, получившими сертификат субъекта оценочной деятельности (ст. 5 Закона № 2658).

Если заказчиком проведения такой оценки является государственный орган или орган местного самоуправления, исполнитель оценки выбирается на конкурсной основе в порядке, установленном Положением № 1270.

После проведения конкурса с победителем заключается договор о проведении оценки имущества. Исполнитель проводит оценку и оформляет Отчет об оценке имущества, предоставив его заказчику.

Дальше Отчет подлежит рецензированию (ст. 13 Закона № 2658, пункты 62 — 67 Национального стандарта № 1).

Руководитель предприятия (субъекта) или уполномоченное им лицо либо орган государственной власти (орган местного самоуправления) направляет лицу, имеющему право осуществлять рецензирование, письменный запрос.

Рецензирование Отчета могут выполнять (ст. 13 Закона № 2658):

  • оценщик, имеющий опыт практической деятельности по оценке имущества не меньше двух лет;
  • экспертные советы, специально созданные саморегулируемыми организациями оценщиков с целью контроля за качеством оценки имущества, которая проводится оценщиками — членами саморегулируемой организации;
  • оценщики, имеющие опыт практической деятельности по оценке имущества не меньше двух лет и работающие в Фонде госимущества Украины, в органах государственной власти и местного самоуправления, которые получили полномочия на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным имуществом и (или) имуществом, находящимся в коммунальной собственности.

По результатам рецензирования рецензент готовит письменную Рецензию. Рецензия с положительным заключением является основанием для принятия решения об утверждении Отчета оценки. Утверждение Отчета осуществляется путем издания соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) приказа об утверждении (п. 18 Методики № 1891).

Определение убытка самостоятельно учреждением

Осуществляется в следующих случаях (п. 110 Методики № 1891):

  • отсутствие выходных данных, содержащих информацию о поврежденном имуществе до и после его хищения (недостачи, уничтожения, порчи), кроме данных бухгалтерского учета;
  • невозможность личного осмотра поврежденного имущества оценщиком, что не позволяет ему получить сведения о состоянии имущества до и после хищения (недостачи, уничтожения, порчи);
  • причинение имущественного ущерба вследствие неправомерных действий с денежными средствами.

Для определения убытка создается соответствующая комиссия, которая составляет Акт оценки (по форме приложения 20 или 21 к этой Методике). Акт рецензируется и утверждается так же, как и Отчет об оценке имущества.

Процедура определения убытка

Для первого и второго случаев из приведенных в п. 110 Методики № 1891.

Убыток определяется на уровне балансовой остаточной стоимости поврежденного (похищенного и т. п.) имущества, определенного по состоянию на дату оценки, установленную для приватизации (корпоратизации) или передачи его в аренду, либо на последнюю отчетную дату баланса предприятия-балансодержателя, увеличенной на соответствующий коэффициент.

Коэффициент находим как произведение индексов цен производителей промышленной продукции по отраслям промышленности или индексов цен на строительно-монтажные работы по типам зданий и сооружений, определяемых Госкомстатом Украины, за период с даты, на которую была определена балансовая остаточная стоимость имущества, до даты оценки убытков.

Данные индексы публикует Государственная служба статистики. Ознакомиться с ними можно на сайте службы http://www.ukrstat.gov.ua/.

Рекомендации по методике расчетов коэффициента приведены в письме № 62-97р.

При отсутствии информации об остаточной балансовой стоимости имущества, или если такая стоимость равна нулю на дату оценки, установленную для приватизации (корпоратизации) или передачи его в аренду, или последнюю отчетную дату баланса предприятия — балансодержателя поврежденного имущества, для нашего расчета принимается первоначальная (переоцененная) балансовая стоимость такого имущества, уменьшенная на 50% (абзац пятый п. 110 Методики № 1891).

Для третьего случая из приведенных в п. 110 Методики № 1891.

Убыток равен сумме похищенных (уничтоженных и т. п.) денежных средств, увеличенных на коэффициент, который рассчитывается на основании установленных Нацбанком Украины учетных ставок за период начиная с даты нанесения имущественного ущерба до даты оценки.

Убытки, причиненные учреждению хищением, уничтожением (порчей), недостачей или утерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей

При определении таких убытков кроме норм Порядка № 116, Методики № 1891 следует руководствоваться также Законом № 217.

Согласно нормам этого Закона убыток определяется в кратном размере фактического размера убытка. Из взысканных сумм прежде всего погашается убыток учреждения, а остальная часть перечисляется в Госбюджет Украины.

Взыскание с работников причиненных ими убытков (ущерба)

Особенности материальной ответственности работников установлены разделом ІХ (статьи 130 — 138) КЗоТ. Различают случаи ограниченной (статьи 132 и 133) и полной (ст. 134) материальной ответственности.

При ограниченной материальной ответственности работники возмещают ущерб (убыток) в размере прямого действительного ущерба, но не больше среднего месячного заработка.

При полной материальной ответственности возмещается полный размер ущерба (убытка).

Порядок взыскания убытков установлен ст. 136 КЗоТ.

Покрытие ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, осуществляется по распоряжению собственника или уполномоченного им органа, а руководителями предприятий, учреждений, организаций и их заместителями — по распоряжению вышестоящего в порядке подчиненности органа путем отчисления из заработной платы работника.

Распоряжение собственника или уполномоченного им органа или вышестоящего в порядке подчиненности органа должно быть сделано не позднее двух недель со дня выявления причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не раньше семи дней со дня уведомления об этом работнику. Если работник не согласен с отчислением или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством.

В остальных случаях покрытие ущерба осуществляется путем обращения собственника или уполномоченного им органа с иском в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд.

Взыскание с руководителей предприятий, учреждений, организаций и их заместителей материального ущерба в судебном порядке осуществляется по иску вышестоящего в порядке подчиненности органа или по заявлению прокурора.

Скачать образец бесплатно. Протокол заседания инвентаризационной комиссии

Содержание

Об утверждении Положения "О постоянно действующей инвентаризационной комиссии"

Распоряжение администрации г. Заволжья Городецкого района Нижегородской области от 26.10.2010 N 93-р

Документ по состоянию на январь 2016 года

В целях совершенствования методологии бюджетного бухгалтерского учета и отчетности, для установки единого порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в администрации города Заволжья и муниципальных учреждениях, финансируемых за счет администрации города Заволжья:

1. Утвердить прилагаемое Положение "О постоянно действующей инвентаризационной комиссии".

2. Руководителям муниципальных учреждений, начальникам отделов учета и финансовой отчетности — главным бухгалтерам принять данное Положение к руководству и исполнению.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника отдела учета и финансовой отчетности — главного бухгалтера О.Е. Вилкову.

Глава администрации С.Д.ДЕМИН

Утверждено распоряжением администрации г. Заволжья от 26.10.2010 N 93-р

ПОЛОЖЕНИЕ "О ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ КОМИССИИ"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Постоянно действующая комиссия при организации и проведении инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств руководствуется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, а также настоящим Положением о постоянно действующей инвентаризационной комиссии и Порядком проведения инвентаризации в учреждении.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Права постоянно действующей инвентаризационной комиссии:

2.1.1. Требовать от материально ответственных лиц представления необходимых справок (сведений) и объяснений.

2.1.2. Запрашивать при необходимости у бухгалтерской службы документы.

2.1.3. При отсутствии специалиста в составе комиссии по установлению характеристики имущества, пришедшего в негодность, комиссия дает предложение руководителю учреждения по обращению к услугам специализированной организации.

2.2. Обязанности постоянной действующей комиссии:

2.2.1. Своевременное проведение инвентаризации в соответствии с приказом руководителя бюджетного учреждения и соблюдение ее порядка.

2.2.2. Полное и точное внесение данных о фактическом наличии (остатках) имущества в инвентаризационные описи и сличительные ведомости.

2.2.3. Правильное указание признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки) в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях).

2.2.4. Правильное и своевременное оформление результатов инвентаризации по каждому материально ответственному лицу.

2.2.5. Оценка состояния основных средств, нематериальных, материальных запасов как на стадии принятия на учет, так и находящихся в эксплуатации.

2.2.6. Определение срока полезного использования объектов нефинансовых активов, если он не установлен принимаемыми в целях бюджетного учета нормативными документами.

2.2.7. Определение рыночной стоимости неучтенного имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации.

2.3. Обязанности председателя инвентаризационной комиссии:

2.3.1. Председатель инвентаризационной комиссии перед началом инвентаризации обязан провести инструктаж и:

— ознакомить членов инвентаризационной комиссии с основными положениями нормативных правовых актов по вопросам организации и контроля финансово-хозяйственной деятельности, с нарушениями, выявленными в ходе предыдущей инвентаризации;

— довести под расписку до членов инвентаризационной комиссии требования законодательства РФ об ответственности за сокрытие выявленных нарушений.

Расписка

Настоящим подтверждается, что в соответствии с приказом от ________ N "________" (Наименование приказа) каждый из подписавшихся ниже членов инвентаризационной комиссии несет согласно законодательству РФ ответственность:

— за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактическом наличии (остатков) объектов инвентаризации;

— правильность указания в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки);

— сокрытие выявленных нарушений;

— правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

С положениями законодательства РФ, которые могут быть применены к членам инвентаризационной комиссии, ознакомлены:

----T-------------T------------T------------T----------¬ ¦ N ¦Фамилия, имя,¦ Роспись об ¦ Дата ¦Примечание¦ ¦п/п¦ отчество ¦ознакомлении¦ознакомления¦ ¦ +---+-------------+------------+------------+----------+ +---+-------------+------------+------------+----------+ +---+-------------+------------+------------+----------+ +---+-------------+------------+------------+----------+ L---+-------------+------------+------------+-----------

2.3.2. Получить от бухгалтерской службы инвентаризационные описи на объекты инвентаризации (ф. 0504053).

2.3.3. Вести Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации ИНВ-23 (ф. по ОКУД 0317019).

2.3.4. Передать в бухгалтерскую службу акты о результатах инвентаризации (ф. 0504835) по каждому материально ответственному лицу.

2.3.5. Рассмотреть результаты проведенной инвентаризации, оформить Протокол заседания инвентаризационной комиссии.

2.3.6. Осуществить комплекс мероприятий, необходимых для формирования пакета документов для ГРБС на списание основных средств.

2.3.7. При получении распоряжения от ГРБС на списание основных средств осуществить комплекс мероприятий по их утилизации.

3. СОСТАВ КОМИССИИ

3.1. Руководитель учреждения ежегодно в срок до 10 календарных дней до момента проведения инвентаризации:

— издает приказ "О проведении инвентаризации", в котором указываются срок проведения инвентаризации, объекты инвентаризируемого имущества (обязательств), срок представления Акта о результатах инвентаризации;

— утверждает персональный состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и рабочей инвентаризационной комиссии.

Приказ руководителя доводится под личную подпись председателю и членам инвентаризационной комиссии.

3.2. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия состоит из штатных сотрудников учреждения в количестве — не менее 5 человек: председатель комиссии — 1 человек, члены комиссии — не менее 4 человек.

3.3. В состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии включаются специалисты, знающие технологию хранения материальных ценностей и бюджетного учета, техническое состояние основных средств. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

3.4. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств приказом руководителя учреждения могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии, которые действуют только в период проведения инвентаризации.

3.5. Рабочие комиссии подотчетны постоянно действующей инвентаризационной комиссии и обязаны выполнять ее распоряжения и указания.

Об утверждении Положения "О постоянно действующей инвентаризационной комиссии"

Количество рабочих комиссий и их персональный состав утверждается в основном приказе руководителя учреждения "О проведении инвентаризации".

3.7. Изменения в состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и рабочих комиссий вносятся приказом руководителя учреждения.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМИССИИ

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия несет ответственность:

— за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактическом наличии (остатках) объектов инвентаризации;

— правильность указания в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки);

— сокрытие выявленных нарушений;

— правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

Положение по инвентаризации

Образец положения об инвентаризации

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации.

Положение по инвентаризации образец в казенном учреждении

Инфо

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. 3.37. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок банков. Инвентаризация расчетов. 3.38. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

3.39.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении? 4 этапа проведения в 2018

  • Главная

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Инвентаризация в бюджетных учреждениях

Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация в бюджетных учреждениях (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Инвентаризация в бюджетных учреждениях «Обзор: Основные изменения законодательства в 2018 году для бухгалтера бюджетной организации (КонсультантПлюс, 2018)» Для учреждений изменились инвентаризационные формы Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49(ред. от 08.11.2010)»Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 1.1. Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.

Инвентаризация в бюджетных учреждениях

Внимание

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии. 2.10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.

2.11.

Инвентаризация: готовимся к составлению годовых отчетных форм

Перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается Руководителем предприятия (его заместителем или главным бухгалтером) в приказе о проведении инвентаризации. 2.2. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы предприятия. 2.3. При проведении инвентаризации имущества предприятия инвентаризационной комиссией заполняются формы, утвержденные Госкомстатом для оформления порядка проведения и результатов инвентаризации.
2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Важно

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами. Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 3.13. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Положение об инвентаризационной комиссии

3.14. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.

Положение по инвентаризации образец в казенном учреждении

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «…» (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают работники организации, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. 2.5. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. 2.6.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами. Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта.
Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся: Этап Описание Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход.
Hафа фб-4ГxЯ¦б=ФМДя`d iИ+°*F¦РЕшL¦gIТ7%UH¦ФT!ySRЕфMIvкВ-гTРЗHВфН¦¦»Т7оДг)YRrдdIгСТ%%GJЦФ~ВЯ+OЁs° ~?+¦с’°9№?ПЯрчё№<~ВЯ¦OЁє° nЬ/ъs*LўqМ! б4 Ю3аэTчЬ·A+]¦;v+Lє№` endstream endobj 129 0 obj <</Filter/FlateDecode/Length stream HЙЬU=П-0¦¤+4¦ГQЯ6ИЭ- L-бшpЗ-хЖvvеH}%ё¦¦AРDQППO4-l+сЫ8_+¦gбDМTy+a¤о-L-TL-с-mJА+~ `е-bTxTKле^)++¦-¦эўp•Ъ0.T-mГд3К@NУpУЧя`шВб-Ь++oxЪЦЕ¦Щy+йВ?aP^-»КХ--чсёи+ЭqL8\M-OTЪUЬ¦CLl]ўJЩи;o¦-1-Lо3 ^3+C\A-)-d:Eар+B5;ХMЙ_hИ+7НД-Lq°ш¦T+yT-ъ¦Ўе{ХЇQI=Ii•№Ж-¦HL»zT¦¦T--їOТ+НVZ-i-№ ,HйРШ)¬-6M^¦T%-CJВ-№¦&П-z¦о+цcOэCЎ¦a.йчЄШфl¦T++|¦Хо+Ъ}ў-Wл¬Рф¦kРкTТю-xPйPA»sТсДь+ХцGTЩЁl(гЎДFЖL0,¦¦ ждuЭzжsW¬¦ЮSшh=1¦ Yл-Tn№+ШєЭ=ЄЗj КЫЩї-¦RЮгq\yхг$LЕзgхf-L )г-єжгVT°ыf\^6¦жЛ¤Ж+Хк¦-&9~{ЄЄ-w-y{`’ё¦¦_rПнSpПI¤фТ¦Nый`Онх--g!ў}ыL.еЇчлU<G-Й+o¦+¦=є&+¤г4эub-+¦Ў¦Глш#;sЙ¦’9ўЗX:]З-У¦QЛмд¦-eИ°е¦=6$wжL stream HЙ-UMЛ-0-чWш¬=HTLЦ%Б$+ZXш+¬-Ї¦TC L¦¤J3·gУэ.zR¦T|-yo$¦Tz-Q6/Ь2^h-¤<|Ы¦ЩBФ!п¦1нЎ1J;kнЗ(+dTd»фeJ-\»Liu•^YУёЬ~KФ.

расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, которая протоколы инвентаризационной комиссии утверждаются.

Обновление: 12 декабря 2016 г.

Протокол заседания инвентаризационной комиссии. Образец

В обязанности любой организации входит инвентаризация, а именно проверка достоверности фактических данных данным учета. Регламентировано проведение инвентаризации Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). По завершении инвентаризации, как правило, проходит заседание комиссии. Целесообразно результаты инвентаризации оформлять протоколом заседания инвентаризационной комиссии, образец которого приведён в данной статье.

Скачать образец протокола заседания инвентаризационной комиссии

Формирование комиссии по инвентаризации

Инвентаризация проводится специальной комиссией, назначаемой приказом руководителя, в котором должны быть указаны:

  • пофамильно члены комиссии с указанием председателя;
  • что именно подлежит инвентаризации;
  • причины инвентаризации;
  • в какие сроки должна быть проведена инвентаризация;
  • когда представляются документы по результатам инвентаризации.

Очень важный момент: в инвентаризации должны фактически участвовать все члены комиссии, все должны подписать заключение по инвентаризации, отсутствие даже одного из них будет основанием для признания результатов недействительными.

Оформление документов

Инвентаризации – это не просто пересчет имущества и проверка документов, но и оформление результатов. Приказ № 49 детально регламентирует, что и в каком порядке необходимо оформлять. Если инвентаризуется имущество, то необходимо произвести фактическую проверку, то есть пересчет или обмер, взвешивание имущества и внести данные в инвентаризационную опись. По результатам сверки фактического результата с данными учета заполняется сличительная ведомость, в которой указываются расхождения. Итоговые данные отражаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.

В Приказе № 49 протокол заседания инвентаризационной комиссии в числе обязательных документов не указан и упоминается только один раз – в п. 5.3 Приказа № 49 при рассмотрении вопроса об отражении недостачи при пересортице. Тем не менее в судебной практике этот документ может не просто фигурировать, но и являться одним из доказательств, причем по ущербу, с пересортицей не связанному. Так, отсутствие подписи и даты составления протокола инвентаризационной комиссии послужило одним из оснований для отказа предприятию в иске о взыскании ущерба с работника – системного администратора в связи с нарушением порядка оформления результатов инвентаризации (апелляционное определение Московского городского суда от 14.08.2013 по делу N 11-23913).

Итоги инвентаризации

Результаты инвентаризации подводятся после проведения инвентаризации. Если по результатам инвентаризации расхождений между фактическими данными и данными учета не обнаружено, то можно отразить это в протоколе инвентаризации. Но как обязательный документ протокол не предусмотрен.

Если же инвентаризация выявила недостачи, то на заседании инвентаризационной комиссии анализируются полученные данные, запрашиваются объяснения у материально ответственных лиц, при наличии информации устанавливаются причины недостач, принимается решение об отражении их в учете.

По результатам рассмотрения итогов инвентаризации оформляется протокол инвентаризационной комиссии. Образец не установлен, поэтому оформить его можно в произвольной форме. Также приводятся сведения об имуществе, подлежащем уценке, с указанием причин и виновных в этом лиц (при наличии). Необходимо указать все данные о проведённой инвентаризации, подписать протокол всем членам комиссии. Таким образом, прямо не установлено, что писать в заключении инвентаризационной комиссии, это зависит от результатов инвентаризации.

Итоги инвентаризации и предложения по устранению разницы в данных о фактическом наличии имущества и учете рассматривает руководитель, именно он принимает окончательное решение (п. 5.4 Приказа № 49).

Составляем акты о результатах инвентаризации

Автор Т. Обухова

Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 10/2017

Перед составлением годовых отчетных форм казенные учреждения должны провести инвентаризацию активов и обязательств. В рамках статьи рассмотрены вопросы, касающиеся оформления результатов инвентаризации и их отражения в бюджетном учете.

Это требование установлено п. 7 Инструкции № 191н[1]. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается субъектом в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н[2]). Казенные учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств, в большинстве своем прописывают в учетной политике порядок проведения инвентаризации, руководствуясь ведомственным нормативным актом, регулирующим его. В рамках этой статьи мы не будем акцентировать внимание на том, в каком порядке проходит инвентаризация, а поговорим об оформлении результатов инвентаризации и их отражении в бюджетном учете.

Итак, учреждение готовится к составлению годовых отчетных бухгалтерских форм. Приказом (распоряжением) руководителя учреждения утверждаются период проведения инвентаризации, объекты проверки, члены и председатель инвентаризационной группы. Инвентаризация проводится в установленные приказом (распоряжением) руководителя учреждения сроки. На момент составления годовых отчетных бухгалтерских форм необходимо:

1) наличие надлежащим образом оформленных инвентаризационных описей;

2) наличие надлежащим образом оформленного акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);

3) наличие оформленной в соответствии с требованиями законодательства РФ ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (при наличии расхождений между фактическими данными и данными бухгалтерского учета);

4) наличие протокола собрания комиссии по инвентаризации;

5) отражение результатов инвентаризации на счетах бюджетного учета и в отчетности.

Для справки:

На сайте Минфина размещен проект, который вносит изменения в Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. После того, как проект приобретет статус нормативного акта, данные методические указания не будут применяться казенными учреждениями.

Инвентаризационные описи.

Формы инвентаризационных описей и порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина РФ № 52н[3]. Казенные учреждения при проведении инвентаризации чаще всего используют следующие инвентаризационные описи.

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082). В этой описи указываются наименование подразделения ЦБ РФ, номер счета, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации. В случае если у учреждения имеется счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте, фиксируется курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и приводится остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. В инвентаризационной описи должны быть:

  • запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками;

  • подписи всех членов комиссии учреждения, осуществляющих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. В ней отражаются:

  • наименование и код бланков строгой отчетности;

  • единица измерения;

  • сведения о фактическом наличии (цена, количество);

  • сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);

  • сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);

  • подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию;

  • расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступающие под ответственность МОЛ, оприходованы.

Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Инвентаризационная опись (ф. 0504087) составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам. В ней указываются:

  • место проведения инвентаризации;

  • расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход ценностей не имеется;

  • наименование и код объекта учета;

  • инвентарный номер;

  • единица измерения;

  • сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество);

  • сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);

  • сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);

  • подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088). Данная опись формируется комиссией учреждения и отражает:

  • сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);

  • сведения по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;

  • номера последних приходного и расходного кассовых ордеров;

  • подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Эта инвентаризационная опись формируется комиссией учреждения и включает:

  • сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;

  • наименование дебитора (кредитора);

  • данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) (отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность);

  • номер счета бюджетного учета;

  • общую сумму задолженности по данным бюджетного учета (в том числе подтвержденную и не подтвержденную дебиторами (кредиторами), а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности);

  • подписи председателя и членов комиссии, осуществляющих инвентаризацию.

Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

После того, как члены комиссии провели инвентаризацию активов и обязательств на основании оформленных надлежащим образом инвентаризационных описей, составляется акт о результатах инвентаризации. В нем отражается, что было установлено по результатам инвентаризации:

  • соответствие данных бюджетного учета и фактических данных;

  • расхождение между данными бюджетного учета и фактическими данными (недостачи или излишки объектов нефинансовых активов, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности).

В случае если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения между фактическими показателями и данными бюджетного учета, составляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом документе фиксируются установленные расхождения с данными бюджетного учета.

Протокол заседания инвентаризационной комиссии.

По результатам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии, итоги которого оформляются протоколом. Его форма не установлена, поэтому он составляется в произвольном виде. В протоколе указываются все данные о проведенной инвентаризации. В частности, в нем фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки активов и обязательств учреждения. Составление протокола не является обязательным (за исключением случаев, когда составление протокола установлено ведомственным нормативным актом).

Отражение результатов инвентаризации.

Расхождения между фактическими данными и данными бюджетного учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, подлежат отражению в учете.

Излишки, выявленные в ходе проведения инвентаризации. Пунктом 31 Инструкции № 157н определено, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. Неучтенные объекты финансовых активов (например, излишки денег, обнаруженные в кассе учреждения) принимаются к учету по фактическому номиналу.

Соответственно, перед составлением годовых отчетных форм необходимо:

  • правильно определить текущую оценочную стоимость объектов нефинансовых активов, выявленных в ходе инвентаризации (излишков);

  • верно отразить в учете факты неучтенных объектов нефинансовых и финансовых активов.

Напомним, что понятие «текущая оценочная стоимость» установлено п. 25 Инструкции № 157н. Так, под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату их принятия к учету. Способы определения такой стоимости предусмотрены тем же пунктом. В нем сказано, что текущая оценочная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случае невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

По активам учреждения, не имеющим аналогов и не являющимся предметами договоров купли-продажи, по которым информация о стоимости изготовления отсутствует, следует применять (Письмо Минфина РФ от 11.02.2016 № 02-07-10/7458):

  • условную оценку «один объект – 1 руб.»;

  • страховую сумму, определенную договором страхования, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования (в случае коллекционной, исторической и научной значимости объектов, принимаемых к учету).

На счетах бухгалтерского учета выявленные при проведении инвентаризации неучтенные объекты нефинансовых активов, а также излишки денежных средств и денежных документов отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оприходованы неучтенные объекты в составе нефинансовых активов:

 

– основных средств

1 101 хх 310

1 401 10 180

– нематериальных активов

1 102 хх 320

– непроизведенных активов

1 103 хх 330

– материальных запасов

1 105 хх 340

Оприходованы в кассу учреждения излишки:

 

– денежной наличности

1 201 34 510

1 401 10 180

– денежных документов

1 201 35 510

Недостачи, выявленные в ходе проведения инвентаризации. В процессе проведения инвентаризации могут быть выявлены недостачи объектов нефинансовых и финансовых активов. При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба согласно положениям п. 220 Инструкции № 157н. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

На суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанного виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранной валюте одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).

Недостача имущества отражается в бюджетном учете на соответствующих аналитических счетах счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», при этом совершаются следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению недостачей объектов нефинансовых активов, в том числе:

 

– основных средств

1 209 71 560

1 401 10 172

– нематериальных активов

1 209 72 560

– материальных запасов

1 209 74 560

Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению недостачей финансовых активов в кассе, в том числе:

 

– денежных средств

1 209 81 560

1 201 34 610

– денежных документов и иных финансовых активов

1 209 82 560

1 201 35 610

Списаны объекты нефинансовых активов по причине их утраты (хищения), выявленной в ходе проведения инвентаризации, в том числе:

 

– основных средств

1 104 хх 410

1 401 10 172

1 101 хх 410

– нематериальных активов

1 104 хх 420

1 401 10 172

1 102 хх 420

– материальных запасов

1 401 10 172

1 105 хх 440

Списаны потери продуктов в объеме норм естественной убыли

1 109 60 272

1 401 20 272

1 109 60 200

Списаны потери, недостачи материальных запасов в пределах установленных норм естественной убыли

1 109 хх 272

1 401 20 272

1 105 хх 440

Списаны денежные документы, иные финансовые активы, недостача которых обнаружена в ходе инвентаризации

1 401 10 172

1 201 35 610

Списание сумм дебиторской и кредиторской задолженности. При проведении инвентаризации расчетов нередко выявляются факты дебиторской и кредиторской задолженности. При этом в ходе инвентаризации важно выявить причины образования такой задолженности и возможность ее погашения. Поэтому в ходе проведения инвентаризации:

  • составляются акты сверки расчетов с контрагентами и выверяются расчеты с ними;

  • делается анализ сумм дебиторской и (или) кредиторской задолженности, выявленной в учреждении на отчетную дату;

  • проверяется правильность оформления операций по списанию сумм задолженности со счетов бухгалтерского учета, забалансовых счетов;

  • проверяется соблюдение учреждением методологии учета при совершении операций по списанию сумм задолженности.

Напомним, что по правилам бюджетного учета списанию с баланса учреждения подлежат нереальная к взысканию задолженность неплатежеспособных дебиторов и задолженность, по которой отсутствуют требования кредиторов. Списание задолженности со счетов бюджетного учета производится при наличии фактов, подтверждающих невозможность погашения задолженности, истечение срока исковой давности.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, если в отношении дебиторской задолженности не выполняются критерии отнесения ее к активам[4], в соответствии с решением комиссии о списании данной задолженности с балансового учета ее учет осуществляется на забалансовом счете. Указанное решение принимается с учетом:

  • сведений, выявленных в ходе инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;

  • документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.

Если по итогам проведения инвентаризации будет выявлена дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, такая задолженность списывается со счетов бухгалтерского учета следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана задолженность по доходам

1 401 10 173

1 205 00 660

Списана задолженность по расходам

1 401 20 273

1 206 00 660

1 208 00 660

Дальнейший учет такой задолженности ведется на забалансвом счете 04 (п. 339 Инструкции № 157н). На этом счете она учитывается в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.

Также по результатам проведения инвентаризации может быть выявлена кредиторская задолженность, подлежащая списанию со счетов бюджетного учета. Основаниями для списания такой задолженности являются:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

  • прекращение обязательства в связи с невозможностью его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

  • прекращение обязательства по акту государственного органа (ст. 417 ГК РФ).

Операции по списанию кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, отражаются так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана кредиторская задолженность по доходам, не востребованная кредиторами

1 205 00 000

1 401 10 173

Списана с балансового учета задолженность по принятым к бюджетному учету суммам произведенных подотчетным лицом расходов, не востребованным подотчетными лицами

1 208 00 000

1 401 10 173

Списана с балансового учета задолженность по принятым обязательствам, не востребованная кредиторами

1 302 00 000

1 401 10 173

Учет сумм не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором (далее – задолженность учреждения, не востребованная кредиторами), ведется на забалансовом счете 20 (п. 371 Инструкции № 157н). Списание задолженности, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном для бюджетных учреждений, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством РФ, актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

* * *

В завершение статьи отметим, что со следующего года начинает применяться Федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н. В разделе VIII данного стандарта установлены основные требования к инвентаризации активов и обязательств. Из положений этого раздела следует, что инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных учета и составления отчетности. Инвентаризация активов и обязательств осуществляется по основаниям, в сроки и порядке, которые предусмотрены субъектом учета в рамках формирования учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным. Такие случаи обозначены в п. 81 данного стандарта.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того периода, в котором она была закончена. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, показываются в данной отчетности.


[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

[4] Понятие актива дано в Федеральном стандарте «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н. 

инвентаризация недостача нефинансовые активы

расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, которая протоколы инвентаризационной комиссии утверждаются.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально экономического развития


Комментарии 4
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий