+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Правила предоставления приостановки и ограничения коммунальных услуг

При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими . Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Постановление N 354 - нужно отменить или переписать

Прокуроры об актуальном в законодательстве.

Правила предоставления приостановки и ограничения коммунальных услуг
1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и Особенности ограничения (приостановления) коммунальных услуг по водоотведению.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354),внесены изменения, в том числе касающиеся порядка ограничения предоставления коммунальных услуг.

Изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.

 

Согласно подпункту «а» пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами № 354.

 

В соответствии с пунктом 118 Правил № 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Порядок и сроки уведомления потребителя об ограничении или приостановлении коммунальной услуги установлены пунктом 119 Правил № 354.

 

В соответствии с указанной нормой, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг ограничение или приостановление предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

 

1. Исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения (уведомления) предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

 

Уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов (подпункт «а» пункта 119 Правил № 354):

- вручение предупреждения (уведомления) под расписку;

- направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;

- включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;

- иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи голосовой информации на стационарный телефон.

 

2. Если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в предупреждении срока, исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги (подпункт «б» пункта 119 Правил № 354).

 

3. Если потребитель не погасил задолженность по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги или если отсутствует возможность ввести ограничение предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения (подпункт «в» пункта 119 Правил № 354).

 

Обращаем внимание на необходимость своевременной и полной оплаты предоставленных коммунальных услуг.

 

 

По информации Новоуренгойского отдела департамента Госжилнадзора ЯНАО

Приостановление предоставления или ограничение предоставления коммунальных услуг

РУБРИКА ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354), внесены изменения, в том числе касающиеся порядка ограничения предоставления коммунальных услуг.

Приостанавливать можно предоставление всех коммунальных услуг, за исключением отопления, а в МКД - также за исключением холодного водоснабжения (пп. «в» п. 119 Правил № 354).Практика показывает, что отключение канализации - действенная мера по отношению к должникам.

1.1. Согласно действующему законодательству такая мера воздействия на должников допустима, она содержится в п. 8 ч. 3 ст. 21 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - при наличии у абонента задолженности по оплате договора водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более организация, оказывающая данную услугу, вправе прекратить или ограничить водоотведение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом существуют специальные условия для многоквартирных домов с учетом их особого правового положения и специфики пользования имуществом.

1.2. Исполнитель, оказывающий коммунальные услуги жильцам многоквартирного дома, вправе ограничить предоставление указанных услуг жильцам отдельной квартиры при наличии у них значительной задолженности по оплате соответствующих услуг в порядке, установленном Правилами № 354, с обязательным соблюдением процедуры уведомления. Согласно пп. «а» п. 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами № 354.В соответствии с п. 118 Правил № 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. Порядок уведомления при ограничении (приостановлении) коммунальных услуг по электроснабжению и водоотведению следующий: исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения (уведомления) предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

1.3. Уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов (пп. «а» п. 119 Правил № 354):

  • вручение предупреждения (уведомления) под расписку;
  • направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ УВЕДОМЛЕНИЯ;
  • иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи голосовой информации на стационарный телефон. Начиная с 1 января 2017 года дополнительно уведомлять о приостановлении предоставления коммунальных услуг нет необходимости.

1.4. Считаем целесообразным использовать одновременно несколько способов уведомления должников:

  • включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ УВЕДОМЛЕНИЯ;
  • направление заказного письма с уведомлением о вручении;
  • отправка текста СМС с сотового телефона при приобретении сим-карты на ТСЖ или УК;
  • путем направления телефонограммы телефонного звонка с записью разговора.

Кроме того, уведомление об ограничении коммунальных услуг целесообразно направлять не только собственникам квартиры, но и проживающим в квартире лицам, являющимся членами семьи собственника жилого помещения и в силу ч. 3 ст. 31 ЖК РФ несущих солидарную с ним обязанность по оплате коммунальных услуг. Аналогичные выводы изложены в Апелляционном Определении Пензенского областного суда от 17.10.17 г. № 33-3434.

Особенности ограничения (приостановления) коммунальных услуг по водоотведению

2.1. Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (пп. «в» п. 122 Правил № 354). Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами, в том числе водоотведением. Инженерные системы водоотведения, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами пп. 12, 14 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.При размещении жилых зданий предусматривается их обеспечение водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, электроснабжением. В жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. При эксплуатации требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (в том числе систем канализации), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания (пп. 2.7, 8.1.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10).

Санитарно-гигиенические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях

Санитарно-гигиенические правила и нормативы утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64.В результате введения ограничения в пользовании коммунальными ресурсами, а именно канализацией, в квартире невозможно пользоваться унитазом и ванной, при этом возможно пользование раковиной в кухне, имеющей отдельный сток в канализационный стояк. Физиологической природой человека обусловлена необходимость отправлять естественные потребности. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие иной возможности обеспечить физиологические потребности, прекращение работы системы канализации вследствие произведенных работ по установлению заглушки на водоотведение из унитаза является незаконным, так как делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.Аналогичные выводы изложены в Апелляционном Определении Забайкальского краевого суда от 13.12.17 г. № 33-6445/2017, Определении Московского городского суда от 22.10.18 г. № 4г/1-13760.

Особенности ограничения (приостановления) коммунальных услугпо электроснабжению

3.1. При наличии у должника задолженности по оплате поставленного коммунального ресурса исполнитель обязан ограничить предоставление коммунальной услуги, а лишь затем приостановить предоставление. Приостановление предоставления коммунальной услуги, то есть полное отключение, без предварительного ограничения возможно лишь при отсутствии технической возможности для ограничения.

3.2. Уведомление должно содержать сведения об ограничении коммунальной услуги, сроке и времени такого ограничения, иметь ссылку на отсутствие технической возможности введения ограничения предоставления коммунальной услуги, а затем отключение электрической энергии. Аналогичные выводы изложены в Апелляционном Определении Санкт-Петербургского городского суда по делу № 33-18147 от 28.08.18 г.

3.3. После истечения срока, указанного в уведомлении об ограничении электроэнергии и непогашении задолженности, необходимо на протяжении 10 дней подряд ежедневно в течение дня, например, в период с 16:00 до 19:00 вводить ограничение предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, о чем ежедневно составлять акт об ограничении. Начиная с 11-го дня подачу электроснабжения можно приостановить полностью в соответствии с актом о приостановке предоставления электроэнергии.

3.4. Приостановлением (ограничением) подачи электроэнергии при оплате электроэнергии Собственниками квартир напрямую гарантирующему поставщику. Собственники квартир состоят в договорных отношениях с гарантирующим поставщиком электроэнергии, предметом которых является поставка электроэнергии, потребляемой на бытовые нужды, в указанное жилые помещения. Поскольку договор энергоснабжения заключен гражданами непосредственно с энергоснабжающей организацией, права и обязанности, вытекающие из гражданско-правового договора, не могут распространяться на третьих лиц, не являющихся стороной по такому договору.

Поскольку ТСЖ (УК), осуществляющее управление многоквартирным домом, не производит электроэнергию и не приобретает ее у ресурсоснабжающей организации на основании договора для целей предоставления гражданам коммунальной услуги по электроснабжению для бытового потребления в занимаемых ими жилых помещениях, на него не распространяют свое действие указанные Правила № 354, в том числе в части возможности приостановления (ограничения) электроснабжения жилых помещений. Полномочиями в рамках действующего законодательства на приостановление (ограничение) подачи электроэнергии в квартиры абонентов обладает исключительно энергоснабжающая организация.

Как следствие, любые действия ТСЖ (УК), связанные с приостановлением (ограничением) подачи электроэнергии гражданам, являются неправомерными (за исключением случаев, когда подача электроэнергии приостанавливается в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций).Аналогичные выводы изложены в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 01.04.14 г. по делу № 33-3878/2014.

Порядок возобновления предоставления коммунальных услуг

4.1. Предоставление коммунальных услуг возобновляется при соблюдении двух условий:

  • полного погашения задолженности либо заключения соглашения о порядке погашения задолженности;
  • оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством РФ, либо заключения соглашения о порядке оплаты таких расходов.

Таким образом, порядок и размер расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги будут установлены Правительством РФ.В настоящее время такого нормативного правового акта нет.

Подытожим:

  • Отключение (приостановление и ограничение предоставления) коммунальной услуги рассматривается исполнителями как самый эффективный инструмент в борьбе с неплательщиками, позволяющий добиться должной финансовой дисциплины граждан, которая есть, например, у операторов связи, где отключение за неуплату - стандартная процедура.
  • С учетом последних подходов судов отключение канализации рассматривается незаконным, так как делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.
  • Приостановка подачи электроэнергии возможна после ограничения подачи электроэнергии.
  • Отключать электроэнергию нельзя в домах, где потребители оплачивают ее напрямую ресурсоснабжающей организации.
  • Отключение коммунальных услуг является законным, только если оно произведено в строгом соответствии с Правилами № 354.

Виктор КОЛЕСНИКОВ,
председатель ТСЖ «Альтаир», юрист,
генеральный директор ООО УК «ФЛЭТ» (г. Красноярск)

(т. 8-902-927-25-47,[email protected])


Материал предоставлен редакцией
газеты «Правовое обозрение»

120, 121(1) Правил все коммунальной услуги.

ВС пояснил порядок приостановки предоставления коммунальных услуг неплательщикам

Новая редакция Ст. 157 ЖК РФ

1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

3. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

4. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. В случае, если предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вызвано отсутствием технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, отсутствием технической возможности отведения сточных вод надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, что подтверждается решением органа государственного жилищного надзора, уплата указанного в части 4 настоящей статьи штрафа не осуществляется в течение периода, установленного решением органа государственного жилищного надзора и соответствующего сроку выполнения мероприятий, планов по приведению качества холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, а также по отведению сточных вод и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства. Отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, определяется решением органа государственного жилищного надзора на основании обращения ресурсоснабжающей организации или лица, отвечающего за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), газоснабжения, электроэнергетики.

6. Лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;

2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

7. В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.

Комментарий к Статье 157 ЖК РФ

1. После введения в действие Кодекса ст. 157 претерпела ряд существенных изменений.

Установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг. Объем потребленных коммунальных услуг (холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения) рассчитывается исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении и, следовательно, потребляющих коммунальные услуги.

Возможны два варианта определения размера платы за коммунальные услуги:

1) на основании показаний приборов учета. Размер платы за коммунальные услуги определяется в этом случае как произведение тарифов на соответствующие услуги и объемов потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета;

2) на основании нормативов потребления коммунальных услуг. Этот вариант определения размера платы применяется при условии отсутствия приборов учета. Объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

ГК РФ содержит положение, согласно которому оплата одного из видов услуг - энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).

Система приборного учета услуг обеспечивается путем установки приборов учета. Не допускается установка, ремонт и (или) обслуживание приборов учета гражданами. Для установки в жилищном фонде допускаются приборы учета из числа внесенных в Государственный реестр средств измерений Госстандарта РФ.

Порядок оплаты расходов, связанных с приобретением, установкой, обслуживанием и ремонтом приборов учета определяется договором между нанимателем, арендатором, собственником жилого помещения и организацией, оказывающей названные услуги.

Порядок оплаты гражданами оказанных им коммунальных услуг по показаниям приборов учета определяется договором. В договоре может быть предусмотрен порядок оплаты по показаниям приборов учета как снимаемым ежемесячно, так и по среднерасчетному показателю с последующей выверкой фактически отпущенных ресурсов и расчетов не реже, чем, например, один раз в полгода (в год).

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам дифференцируется порядок расчета платы за коммунальные услуги в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета. При наличии только коллективных (общедомовых) приборов учета применяется п. 21 Правил, при наличии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - п. п. 16, 28 - 29, при наличии и коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета - п. 23, при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и распределителей - п. п. 25 - 26 <1>.
--------------------------------
<1> См.: письмо Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 N 2478-РМ/07 "О применении пункта 38 Правил коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2007. N 5.

Приборы учета должны использоваться по прямому назначению, указанному в их технических паспортах, и служить целям установления размера платы за коммунальные услуги конкретного вида. Приборы учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет полученного количества услуг.

В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его проверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с п. 19 (как при отсутствии приборов учета), п. 21 (как при отсутствии индивидуальных, но наличии коллективных приборов учета) и п. 22 Правил.

Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Установление нормативов потребления производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.

Нормативы потребления устанавливаются:

а) по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;

б) едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. В ином случае нормативы дифференцируются.

При установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяют Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. Разъяснения по применению названных Правил дает Министерство регионального развития РФ <1>.
--------------------------------
<1> См., например: письмо Министерства регионального развития РФ от 23.05.2008 N 12529-АД/07 "О разъяснении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2009. N 3.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" <1> расчет нормативов потребления коммунальных услуг в части газоснабжения для муниципальных образований осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с газоснабжающими организациями на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством регионального развития РФ <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2733.

<2> Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 13.07.2006 N 83 // БНА. 2006. N 33; Методика расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 15.08.2009 N 340 // БНА. 2009. N 47.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определены в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

Условия договоров об оказании коммунальных услуг, заключаемых управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с ресурсоснабжающими организациями, должны соответствовать Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Это касается, в частности, прав и обязанностей сторон договора; условий оплаты коммунальных услуг, в том числе условий и порядка расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов; оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных услуг.

2. Часть 2 ст. 157 Кодекса закрепляет полномочия по установлению тарифов на коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставку бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления) за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за потребляемую электрическую, тепловую энергию, воду, газ, топливо и другие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, то есть деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), подлежащим государственному регулированию.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а именно - федеральным законом.

В настоящее время основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливает ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 36; N 52 (ч. I). Ст. 5597; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21; N 43. Ст. 5084; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6236; 2009. N 48. Ст. 5711; N 52 (ч. I). Ст. 6450; 2010. N 27. Ст. 3436; N 31. Ст. 4160, 4206.

Согласно названному Федеральному закону подлежат регулированию:

тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценивают, в состоянии ли данные органы местного самоуправления обеспечить надлежащее исполнение указанных полномочий.

Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок установлены в ст. 5 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Ежегодное повышение тарифов на коммунальные услуги обусловлено ростом цен на энергоносители, увеличением ставок оплаты труда для работников соответствующих отраслей жилищно-коммунального хозяйства, ростом цен на горюче-смазочные и строительные материалы, услуги организаций по обслуживанию оборудования и другими причинами.

Правительством РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять изменение тарифов на оплату коммунальных услуг с учетом уровня доходов населения и мер по социальной защите малоимущих категорий граждан, а также реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг и повышение качества обслуживания потребителей.

Законодательством установлено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.

В тарифы не должны включаться необоснованные затраты, связанные с монопольным положением жилищно-коммунальных организаций (административные издержки, потери в сетях, использование неэффективных технологий и т.п.).

Обратим внимание на то, что предоставление гражданам по их запросам информации о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг входит в обязанности органов местного самоуправления и управляющих организаций.

Размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии со ст. 6 ФЗ от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5597; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21; N 43. Ст. 5084; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6236; 2010. N 31. Ст. 4206.

Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - это устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.

Принципы и порядок формирования предельных индексов определяют Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2009 N 708 <1>. Основные принципы и методы установления предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом их доступности и уровня благоустройства жилищного фонда определяют Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 N 378 <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 36. Ст. 4353.

<2> РГ. 2010. 24 сентября.

Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.) является административным правонарушением и влечет ответственность виновных лиц в соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ как за нарушение порядка ценообразования.

3. Определение размера платы за коммунальные услуги ставится Кодексом в зависимость, в первую очередь, от объективных показателей потребления услуг по показаниям соответствующих приборов учета, во вторую очередь, - от нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными на то органами. Размер указанной платы не зависит ни от формы собственности на жилое помещение, ни от оснований пользования им, ни от наличия или отсутствия какого-либо объединения собственников.

4. Кодексом определена возможность изменения размера платы за коммунальные услуги в случае предоставления таких услуг гражданам и юридическим лицам (далее - потребителям) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлены разделами VII и VIII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

Вопросы защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере стали особенно актуальными в связи с ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения. Вместе с тем уровень и качество коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие преобразования в различных секторах экономики. Состояние жилищно-коммунального обслуживания населения вызывает множество справедливых нареканий со стороны потребителей. Вопрос о повышении качества коммунальных услуг затрагивает все слои населения, практически всех потребителей.

Нарушения законодательства о защите прав потребителей при оказании именно жилищно-коммунальных услуг являются доминирующими в правоприменительной практике.

В договоре, заключенном с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, можно рекомендовать устанавливать условия, определяющие: качество услуг, режим их предоставления и нормативные объемы потребления; порядок и сроки устранения неисправностей и аварий; размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей; технические характеристики инженерного оборудования жилых помещений (в том числе предусматривающие максимальную мощность электробытовых машин, приборов, аппаратуры); права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя.

Потребитель вправе рассчитывать на коммунальные услуги, которые отвечают требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Иными словами, потребитель имеет право на коммунальные услуги надлежащего качества.

В соответствии со ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами, или предусмотренным договором электроснабжения. Данное правило в силу ст. 548 ГК РФ распространяется и на снабжение тепловой энергией, газом и водой.

Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам:

по теплоснабжению - температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам;

по электроснабжению - параметрам электрической энергии по действующему стандарту;

по холодному водоснабжению - гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

по горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

по канализации - отведению сточных вод.

Субъекты хозяйственной деятельности коммунального комплекса обязаны обеспечивать гарантированный уровень качества с учетом мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения, климатических и других местных условий населенного пункта.

Нарушение нормативных сроков и качества обеспечения жилищно-коммунальными услугами может выразиться, например, в том, что исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению услуг; в процессе потребления коммунальных услуг были обнаружены недостатки в их качестве и т.п. В случае установленных и документально подтвержденных нарушений нормативов качества и сроков исполнения услуг потребитель вправе требовать соразмерного снижения платежей за услуги.

Перечень отклонений и их величина, а также величина уменьшения и порядок оформления отклонения устанавливается уполномоченными на то органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления. Рекомендуемые условия снижения платы при снижении качества коммунальных услуг в настоящее время определяются согласно приложению N 1 к упоминавшимся выше Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойность: в подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; в отведении из жилого помещения бытовых стоков; в отоплении жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Перерывы в предоставлении коммунальных услуг могут быть связаны:

с проведением ремонтных и профилактических работ (устанавливаются исполнителем услуг по согласованию с органами местного самоуправления, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации, положениями о проведении текущих и капитальных ремонтов и другими нормативными документами);

с межотопительным периодом для систем отопления (устанавливаются исполнителем, исходя из климатических условий);

со стихийными бедствиями, а также чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий.

Перерывы подобного рода не будут являться основанием для изменения размера платы за коммунальные услуги, если продолжительность таких перерывов не превысила установленную норму.

Снижение платы не допускается, если перерыв в предоставлении услуг связан с устранением угрозы здоровью, жизни граждан, предупреждением ущерба имуществу или вследствие непреодолимой силы.

При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам порядке. Продолжительность перерывов устанавливается в соответствии с названными Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации.

Потребитель коммунальных услуг, помимо уменьшения размера платы за такие услуги, при предоставлении ему услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, имеет также право:

требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда в размере и порядке, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не производить оплату услуг на время перерывов сверх установленных договором (при этом прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещения убытков и вреда);

на устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки;

на государственную и судебную защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае нарушения его прав (о способах защиты жилищных прав см. ст. 11 Кодекса и комментарий к ней).

Вопросы качества услуг, а также защиты прав потребителей (в том числе и жилищно-коммунальных) услуг регламентируются Законом РФ от 7.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в редакции ФЗ от 9.01.1996 N 2-ФЗ (см., например, ст. ст. 4, 28 - 29 ЗоЗПП РФ), Правилами пользования жилыми помещениями <1> и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам <2>, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, действующими в Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 546.

<2> См. также, например: Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 // СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1028; 2003. N 33. Ст. 3269; 2006. N 23. Ст. 2501.

В КоАП РФ за отдельные виды правонарушений в сфере предоставления населению услуг (в том числе и жилищно-коммунальных услуг) предусмотрены меры административной ответственности (см., например, ст. ст. 7.23, 14.4, 14.7 - 14.8). Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

В организациях, оказывающих коммунальные услуги, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, должна размещаться на видных и доступных местах информация, в частности, о:

правилах и режиме предоставления коммунальных услуг;

показателях качества (потребительских свойствах) коммунальных услуг;

прейскурантах цен на услуги;

льготных тарифах для отдельных категорий граждан, условиях оплаты и возможности перерасчета при нарушении нормативных сроков и качества предоставления коммунальных услуг;

дифференциации оплаты для малоимущих слоев населения.

Государственный контроль за соответствием коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Согласно комментируемой статье и собственники, и наниматели жилья оплачивают коммунальные услуги по факту потребления, согласно показаниям приборов учета, а если таковые отсутствуют - по нормативам потребления коммунальных услуг.

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти этих субъектов РФ) в порядке, предусмотренном федеральным законом (ч. 2).

2. Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" <1> определены полномочия органов государственной власти и органов самоуправления в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг своевременно и надлежащего качества.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 36.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2338.

Оплата гражданами жилья и коммунальных услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

3. Правительством РФ определяется и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги, если они подаются с перерывами, превышающими установленную продолжительность, или если они ненадлежащего качества (ч. 4 ст. 157).

4. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования им, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного (или иного) кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 157).

ALesik / Depositphotos.com

Перед приостановлением коммунальной услуги по водоотведению (установкой заглушки на унитаз) УК МКД должна письмом/под диктофон и с указанием точной суммы задолженности по данной услуге уведомить должника о планируемой мере, выждать необходимый срок, затем ограничить предоставление коммунальной услуги, а уж после – приостановить ее; если ограничение невозможно технически, об этом нужно предупреждать должника в самом начале (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2019 г. № 47-АД19-2). Кроме того, приостановление услуги не должно ухудшать пригодность жилья для постоянного проживания граждан, так что применять его можно только, когда оно соразмерно допущенному нарушению и не выходит за пределы необходимого пресечения нарушения. Нарушение этих простых правил наказуемо по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований).

На это указал ВС РФ, рассматривая жалобу управдома на штраф, наложенный судом именно за нарушение установленной процедуры (кстати, размер штрафа, хотя и минимальный, "перекрыл" сумму долгов, из-за которых и установили заглушку).

Отступление от процедуры заключалось в следующем:

  • УК предупредила должника, что из-за его общих коммунальных недоимок установит ограничивающее устройству (заглушку) на канализационном выпуске квартиры (индивидуальном отводе квартиры от трубопровода, являющегося общим имуществом МКД). При этом УК "озвучила" сумму просроченной задолженности за содержание жилого помещения. Между тем, в данном случае сообщать потребителю нужно было именно сумму долга за водоотведение, то есть за ту услугу, которую грозят приостановить (п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). При этом УК должна убедиться, что конкретно этот долг, по упомянутой услуге, превышает двухмесячный платеж за эту коммунальную услугу, исчисленный исходя из норматива потребления независимо от ИПУ (п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов);
  • это уведомление должнику фигурирует в деле, потому что его предоставил сам управдом. Однако он не доказал, что управляющая организация направляла должнику – собственнику квартиры извещение о задолженности по коммунальной услуге "водоотведение". Между тем, такое предупреждение/уведомление нужно либо выдать потребителю-должнику под расписку, либо отослать заказным письмом с уведомлением о вручении, либо путем включения в платежку, либо иначе, но с обязательным подтверждением факта его получения потребителем и даты такого получения. Допустимо даже предупреждать его через мессенджеры, СМС, E-mail, личный кабинет в ГИС ЖКХ/на сайте УК или даже телефонным звонком – но с записью разговора;
  • после того, как "последний" срок на оплату долга, указанный в уведомлении, истек, а долг при этом не уменьшился, УК вправе приступить к ограничению (не приостановлению!) услуги на ближайшие 10 дней: уменьшить объем подаваемого ресурса или ввести график предоставления коммунальной услуги в течение суток. Но только если у УК есть техническая возможность именно ограничить, а не приостановить услугу. Если такой техвозможности нет – услугу можно сразу приостанавливать;
  • а вот доказывать отсутствие технических возможностей должна именно УК. Причем –поскольку она это в силу своего положения знает наверняка и изначально – вопрос о наличии либо отсутствии техневозможности введения ограничения комуслуги должен отражаться уже в тексте уведомления о самом намерении "отключить, если не заплатишь";
  • если коммунальная услуга приостановлена (то есть исполнитель временно прекратил подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида), то исполнитель обязан опломбировать оборудование, находящееся в МКД, за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг. В спорном случае УК этого не сделала, поэтому суд пришел к однозначному выводу о нарушении процедуры приостановления коммунальной услуги, и, стало быть, нарушении лицензионного требования, предусмотренного подп. "а" п. 3 Положения о лицензирования УК МКД (обязанность соблюдения ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса, согласно которой УК МКД должна соблюдать требования правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления комуслуг);
  • кроме того, ВС РФ обратил внимание на еще один момент – действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. А правила, по которым дома признаются аварийными, а жилье – непригодным для проживания, требуют, чтобы жилое помещение обеспечивалось инженерными системами, (включая водоотведение), соответствующими санитарным требованиям. Последние же требуют предусматривать в жилье канализацию и водостоки;
  • в связи с этим ВС РФ напомнил, что сам по себе "коммунальный долг" не является безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по ее приостановлению или ограничению должны быть соразмерны допущенному нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Ограничение, приостановление предоставления коммунальных услуг


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий