+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Посещение уроков администрацией школы закон об образовании

Посещение учебных занятий администрацией школы. 2.1. 7 Закона РФ «?Об образовании», имеют право посещать любые занятия в школе, где могут.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Интересно 11. О школе, учителях и образовании

Рабочее время учителя

Посещение уроков администрацией школы закон об образовании
Претензии родителей были услышаны управлением образования. по этому пособию плакали по ночам и отказывались посещать уроки. В случае, если родителей не устраивает качество учебника, но администрация школы Законом не предусмотрено посещение родителями школы и не запрещено.

Содержание

  • 1 Права и обязанности учителя 

    • 1.1 Учитель, классный руководитель имеет право на:

      • 1.1.1 4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

      • 1.1.2 4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

      • 1.1.3 4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

      • 1.1.4 4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

      • 1.1.5 4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

      • 1.1.6 4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

      • 1.1.7 4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

      • 1.1.8 4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

      • 1.1.9 4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

      • 1.1.10 4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

      • 1.1.11 4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

      • 1.1.12 4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

      • 1.1.13 4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

      • 1.1.14 4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

      • 1.1.15 4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

      • 1.1.16 4.17.Требовать:

      • 1.1.17 4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

    • 1.2 Учитель обязан:

      • 1.2.1 5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

      • 1.2.2 5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

      • 1.2.3 5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

      • 1.2.4 5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

      • 1.2.5 5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

      • 1.2.6 5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

      • 1.2.7 5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

      • 1.2.8 5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

      • 1.2.9 5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

      • 1.2.10 5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

      • 1.2.11 5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

      • 1.2.12 5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

      • 1.2.13 5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

      • 1.2.14 5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

      • 1.2.15 5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

    • 1.3 Обязанности классного руководителя:

      • 1.3.1 7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

      • 1.3.2 7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

      • 1.3.3 7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

      • 1.3.4 7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

      • 1.3.5 7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

      • 1.3.6 7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

      • 1.3.7 7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

      • 1.3.8 7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

      • 1.3.9 7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

      • 1.3.10 7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

      • 1.3.11 7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

      • 1.3.12 7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

      • 1.3.13 7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

      • 1.3.14 7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

      • 1.3.15 7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

      • 1.3.16 7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

      • 1.3.17 7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

    • 1.4 Учителю запрещено:

Права и обязанности учителя 

Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей “заносит”. Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

Учитель, классный руководитель имеет право на:

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.39, 46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 3)

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 67)

4.17.Требовать:

– от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

– от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п. 1, 6)

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

Метки:

Оцените статью:

(96 голосов, среднее: 4 из 5)

Поделитесь с друзьями!

На каком основании родители имеют право посещать уроки учителя?

Иван Платонов, опираясь на статьи действующего законодательства, рассказывает о том, как может происходить посещение уроков администрацией, какие условия должны соблюдаться. 

Нам понадобятся

- Здравый смысл;
- Локальные акты образовательных организаций;
- Приказ Минпроса СССР от 23.12.1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР» (далее - Приказ Минпроса СССР №223) (он до сих пор действует);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»);
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)

Практика посещения уроков администрацией

Итак, все учителя рано или поздно подвергаются проверке со стороны администрации. Одной из форм проверок является посещение урока и оценка методики преподавания.

Многие педагоги сетуют на то, что представители администрации приходят без предупреждения или предупреждают за 10 минут до урока. Давайте разберемся, как все-таки должна происходить эта процедура.

Что утверждает закон

Право посещать уроки даровано администрации пп. 13 п.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках самообследования. Что и логично, ведь образовательная организация сама должна быть заинтересована в повышении качества образования и не должна ждать, когда посыпятся жалобы от родителей и обучающихся.

Встает логичный вопрос: кто, когда, каким образом и сколько раз может посещать занятия конкретного педагога в рамках самообследования?

Отвечу сразу, что эти вопросы конкретно не урегулированы в законодательстве, их решение отдано образовательным организациям, которые регулируют их в локальных нормативных правовых актах, право принятия которых установлено ст.ст. 8, 22 ТК РФ.

Такой локальный акт может называться как угодно, но он регулирует следующие вопросы:
- Кто имеет право посещать занятия педагога?
- За сколько времени необходимо предупредить педагога о посещении его занятия?
- Сколько раз в четверть/ полугодие/ год можно посещать занятия одного педагога?
- и т.д.

А также:
- порядок утверждения и принятия графика посещения учебных занятий администрацией;
- порядок проведение обследования;
- основания для повторного посещения учебного занятия (жалоба родителей/ обучающихся и т.д.);
- порядок оценки деятельности педагога;
- и т.д. (я указал основные, на мой взгляд, положения, которые должны быть отражены в локальном акте).

Я никогда не слышал, чтобы администрация в ходе посещения учебного занятия вмешивалась в его проведение, но все же для превенции сообщаю следующее: администрация не всесильна, она тоже скована определенными обязанностями и ограничениями.

Т.к. большая часть аудитории - это педагоги школ, то специально для вас и для других (но для других педагогов это через аналогию права, которая не запрещена законом) сообщаю следующее: до сих пор действует Приказ Минпроса СССР от 23.12.1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР».

Согласно п.36 Приказа Минпроса СССР №223 «...Посторонние лица могут присутствовать во время урока в классе (группе) только с разрешения директора школы или его заместителей. Вход в класс (группу) после начала урока (занятий) разрешается в исключительных случаях только директору школы и его заместителям.
Не разрешается делать педагогическим работникам замечания по поводу их работы во время проведения уроков (занятий) и в присутствии учащихся...»

Эти исключительные случаи также должны быть указаны в локальных актах образовательной организации.

Таким образом, если администрация опоздала, то педагог имеет право не пустить их на учебное занятие, но не просто так, а потому что это прервет и нарушит ход образовательного процесса (ведь надо поприветствовать (встать), подождать пока они выберут место, пройдут, сядут и т.д.).

Представители администрации не имеют права вмешиваться в ход проведения учебного занятия и мешать ему. И все замечания, выявленные в ходе проведения обследования должны быть доведены до педагога под подпись (например, во многих школах составляется «акт посещения урока»). Обращаю внимание, что педагог имеет полное право ознакомиться с данным актом.

Если данного положения нет в вашей образовательной организации, то это - нарушение. 

Если указано, что предупреждение о посещении происходит за сутки, а вас уведомили за 10 минут до урока - нарушение.

Если указано в локальном акте, что происходит посещение одного учебного занятия, а у вас сидят целый день - нарушение.


Если вы ведете свое учебное занятие добросовестно, то и бояться нечего. 

Видеофиксация урока

И напоследок, если вы сомневаетесь в объективности администрации, то требуйте видеофиксацию учебного занятия, если же посещающие откажут (администрация), то записывайте урок сами (у большинства сейчас телефоны с камерой), предупредив об этом в начале урока. 

Право вести видеосъемку дает пп. 9 п.1 ст. 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который говорит нам, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе информационной открытости (так, что все возгласы про частную жизнь можно смело игнорировать, как учеников, так и администрации.). Далее, если администрация к вам придирается, а вы точно уверены, что провели идеальное учебное занятие, то передаете видеозапись юридическому лицу, которое проведет независимую оценку качества образования (ст. 95 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). П. 5 вышеназванной статьи указывает, что поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.
Таким образом, органы исполнительной власти в сфере образования не смогут проигнорировать данный факт и будут обязаны принять свое решение.

Источник - группа "Юрист для учителя".

44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Следует формально оповестить администрацию школы о том, что ребенок Может ли идти в зачет урока физкультуры посещение секции.

Не для этого цветочек растет: 9 проблем, которые волнуют родителей

Регламент и правила посещения уроков

Аннотация.

Сколько напрасных треволнений и негативных переживаний связано с посещением урока. А нельзя ли организовать эту процедуру так, чтобы она не предвещала неприятных сюрпризов? Именно такое решение и предлагают авторы статьи.

Позитивные оценки — вначале, критика — потом

На урок ходят с разными целями. К примеру, родители — за тем, чтобы увидеть, как учится их ребенок, а методисты — для знакомства с педагогической новацией. В любом случае учитель нуждается в том, чтобы его обязательно и заранее извещали о цели посещения. Обычно посещение регулируют специальными планами-графиками, которые доводят до сведения каждого педагога. Заметим: извещая учителя об этом, недопустимо даже интонационно выражать ему недоверие или неприязнь. Опытный методист сопроводит свое сообщение фразами «если не возражаете», «с вашего позволения».

Содержание учебного материала влияет на методы и приемы преподавания. Поэтому для посещения отбираются уроки, на которых ярче и полнее реализуются опыт и новации учителя. Выбор определяется и тем, какое педагогическое явление планируется наблюдать. Так, об организации познавательной деятельности можно судить только по нескольким урокам с разным составом знаний, а о методах формирования системного знания — по урокам освоения теоретического материала. Обобщая инновационный опыт или интересуясь конкретным методом, необходимо иметь представление о сути изучаемых педагогических явлений. Пусть даже интуитивное ощущение этого, но оно обязательно должно быть. Наблюдение без определенной цели — непродуктивный путь. Нужно знать и те новые подходы к проблеме, которые используют другие педагоги.

Право ознакомиться с планом урока действует исключительно в день посещения. Недолжностному лицу документы (в том числе планы) учитель показывает по своему усмотрению. Информацию об уроке посещающий записывает на бумаге, а на диктофон или видео — только с согласия учителя. Целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают и запись, и обобщение результатов.

В зависимости от целей фиксируется весь ход урока (например, при изучении формирования системности знаний), его фрагменты (скажем, в связи с методикой актуализации изученного) или одна из сторон учебного процесса (к примеру, учебная деятельность учащихся). Записи делаются в специальных журналах или тетрадях, что особенно важно соблюдать в период аттестации. Записывается название предмета, темы, фамилия, имя и отчество учителя, дата проведения (посещения) урока. В некоторых случаях — порядковый номер урока (первый... пятый...), количество учащихся, время, затраченное на тот или иной вид работы. Оценочные суждения, не связанные с запланированными целями, подлежат обязательному уточнению и подтверждению. Отмечаются и педагогически грамотные, и слабые моменты урока. Шум, отсутствие внимания и интереса к рассказу учителя обязательно фиксируются. При изучении позитивного опыта учитываются только методические недостатки.

Анализ урока, если он дается на конференции или семинаре, начинается с самоанализа учителя. Потом урок оценивают посещавшие его. Должностные лица (методисты, завуч) имеют право рекомендовать, все остальные только советуют — или по своему усмотрению, или по просьбе учителя. После этого педагог может высказать свое согласие или несогласие с критикой и замечаниями. Неукоснительно соблюдается и такое правило анализа: позитивные оценки — вначале, а критика — потом. Негативную информацию о своем уроке учитель имеет право получать в частной беседе. Замалчивание недостатков наносит существенный урон учебно-воспитательному процессу.

Все эти правила — только рекомендации, неписаные законы. А для гарантированной защиты учебно-воспитательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий, который может быть положен в основу этого документа.

Примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий

1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки.

1.1. Без разрешения (согласия) учителя его уроки и внеклассные мероприятия могут посещать руководители школы и управления образования, работники методических кабинетов (центров).

1.2. Другие работники (ученые, журналисты, педагоги) посещают уроки и внеклассные мероприятия с разрешения директора школы и учителя.

1.3. Родителям для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согласия и разрешения учителя и руководства не требуется.

1.4. Не допускается посещение урока и внеклассного мероприятия лицами, не имеющими отношения к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.

1.5. Не допускается посещение уроков учащимися других классов.

1.6. Посещать открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.

1.7. По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого количества учащихся из-за эпидемии и т.д.) учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.

2. Посещение урока или внеклассного мероприятия.

2.1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий должностными лицами регулируется специальным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).

2.2. График посещения уроков и внеклассных мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей в начале учебного года (сентябрь).

2.3. Учителя дополнительно информируют о посещении накануне урока или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней).

2.4. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.д.).

2.5. Учителя обязательно заранее знакомят с целями посещения урока или внеклассного мероприятия.

2.6. Учитель вправе знать имя и место работы посещающего, если тот является работником другой организации, и требовать от него предъявления служебного удостоверения.

2.7. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планами учителя, с учебной программой.

2.8. Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения учителя.

3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке.

3.1. Запрещается появляться на уроке (внеклассном мероприятии) после его начала.

3.2. Запрещается покидать урок до его завершения.

3.3. Руководство школы может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т.п.).

3.4. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприятия.

3.5. Во время урока запрещается беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.

3.6. Запрещается выражать свое отношение к учителю, учащимся и к уроку выражением лица, мимикой и т.п.

3.7. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.

3.8. Во время письменных работ (самостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному соглашению с учителем может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.

3.9. В исключительных случаях – для эвакуации детей при возникновении угрозы их жизни и здоровью – должностное лицо может прервать урок.

3.10. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия учителя и руководства школы.

4. Наблюдение учебного процесса на уроке.

4.1. Посещающий ведет запись своего наблюдения; должностные контролирующие лица делают записи в специальных журналах (тетрадях).

4.2. Аудио-, видеозаписи и фотосъемки не должны нарушать ход урока и создавать помехи для восприятия учебного материала учащимися.

4.3. Ученикам запрещается вести аудио- и видеозапись урока.

4.4. В конце урока (но не в перемену) посещающий по согласованию с учителем и руководством школы может задать вопросы учащимся или предложить им выполнить мини-задания.

4.5. Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе (требованию) посещающего.

4.6. Посещающему отводится отдельный стол позади ученических парт; сидеть за одной партой с учеником запрещается.

4.7. Посещающий имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения.

4.8. Посещающему запрещается задерживать учащихся после звонка на перемену.

5. Статус информации, полученной при посещении урока.

5.1. Информация, полученная должностным лицом школы, обладает статусом внутренней информации в рамках школы; информация, полученная работниками управления образования — внутренняя информация этого органа.

5.2. Информация посещающего об уроке открыта для членов педагогического коллектива и управления образования.

5.3. Члены педагогического коллектива и работники управления образования вправе ознакомиться с информацией об уроке, на котором был посещающий.

5.4. Руководство школы и управления образования может ограничить распространение этой информации из соображений педагогической целесообразности и такта.

5.5. Информацию посещающего об уроке категорически запрещается доводить до сведения учащихся и родителей.

5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы с информацией об уроке могут использоваться в средствах массовой информации с разрешения учителя, руководства школы, управления образования и посещающего.

5.7. При использовании фото, аудио-, видеоматериалов в СМИ обеспечивается соблюдение авторских прав учителя.

6. Анализ посещенного урока.

6.1. Должностные лица, посетившие урок, обязаны дать анализ урока.

6.2. Работники других организаций дают анализ лишь по просьбе учителя.

6.3. Родители в интересах своего ребенка имеют право доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителей школы.

6.4. Педагогам школы, посетившим урок, дается время на подготовку анализа и своего выступления по нему.

6.5. Посетившим урок запрещается давать его анализ на перемене.

6.6. Анализ дается в день урока (единственного или завершающего серию посещений) по окончании всех учебных занятий; отодвигать срок не рекомендуется.

6.7. В ходе анализа не разрешается выступать работникам, не посещавшим урок; руководители школы, не посещавшие урок, могут участвовать в анализе в качестве ведущих.

6.8. Педагог имеет право слушать анализ и оценку своего урока посещавшими этот урок.

6.9. Учитель имеет право на самоанализ своего урока перед выступлениями посещавших его урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступавшими.

6.10. Учитель обязан реализовать рекомендации и замечания, высказанные должностными лицами.

6.11. Учитель сам решает, участвовать ли ему в обсуждении его урока, проходившего в рамках научно-практической конференции, семинара, обмена опытом.

6.12. Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт учителя, обязан довести до сведения учителя свое мнение об этих сторонах его урока.

6.13. Посетившие урок недолжностные лица могут по своему усмотрению дать рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.

6.14. Посещение уроков в период аттестации завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности учителя квалификационным требованиям той или иной категории.

7. Документы, отражающие посещение уроков.

7.1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа и должны иметь признаки документа.

7.2. Сроки хранения таких документов – 5 лет, т.е. продолжительность межаттестационного периода.

7.3. Посещение уроков в рамках аттестации и других плановых проверок завершается составлением справки, имеющей статус и признаки документа.

7.4. Учитель имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших его урок в рамках аттестации или плановых проверок.

7.5. Учитель обязательно и под роспись должен быть ознакомлен со всеми документами, составленными после посещения его уроков.

7.6. Решение вопроса об ознакомлении с этими документами других членов коллектива находится в компетенции руководства школы.

7.7. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими урок учителя.

8. Сроки действия регламента и порядок его изменения.

8.1. Регламент утверждается педагогическим советом школы.

8.2. Изменения (дополнения) в регламент вносятся педагогическим советом школы.

8.3. Срок действия настоящего регламента не ограничен.

Правила посещения и анализа уроков

Отсутствие документа, регламентирующего посещение урока, — это источник конфликтных ситуаций и субъективных оценок работы учителя. Наблюдатель на уроке — ситуация стрессовая, она наносит неоспоримый вред здоровью учащихся и учителя, негативно отражается на знаниях, умениях и навыках учеников. Конечно, настроение, психическое состояние учителя, урок которого наблюдают, зависит не только от наличия и выполнения регламента. Регламент не устранит ханжество. Нужны здоровые взаимоотношения педагогов и руководителей школы. Предлагаем примерный свод правил, способствующих этому и распространяющихся на посещение уроков.

• Не возлагать функции контроля на педагога, находящегося в конфликте с коллегами.

• Начинать анализ урока с позитивных оценок.

• Не сравнивать одного учителя с другим.

• Не использовать суждения типа «мне этот методический прием понравился», вызывающие сомнение в объективности оценки.

• Не перечислять использованные учителем методические, технические, наглядные приемы и средства обучения, не описывать структуру урока. Вкладывать эту информацию в содержание оценочных суждений.

• Оценивать педагогические явления только с точки зрения грамотности применения.

• Строить оценочные суждения на основе научно-методической терминологии.

• Давать конкретные и вежливые оценки.

• Наблюдатель, преподающий другой предмет, не вправе анализировать урок; по просьбе учителя он может только дать оценку с общепедагогических позиций.

• Директор и его заместители, преподающие другой предмет, обязаны давать квалифицированный анализ урока.

• Посещающий педагог должен знать школьные основы науки, заложенной в учебный предмет.

• Должностное лицо высказывает свое мнение последним, после других выступающих.

• Анализ проходит под руководством «ведущего» — руководителя методобъединения, кафедры или замдиректора, курирующего предмет.

• Анализ урока протоколируется; учитель, урок которого анализировался, должен быть обязательно ознакомлен с протоколом.

• С протоколом обсуждения урока имеют право ознакомиться посещавшие урок педагоги.

• Выступающий не повторяет оценки других выступавших, высказывает лишь согласие или несогласие с ними. В случае несогласия с мнением других обязательно обосновывает и доказывает свою позицию.

• Каждый выступающий может высказывать свою точку зрения, принимать участие в возникающих спорах.

• Перед или в процессе анализа каждый может обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.

© Журнал «Директор школы» № 3, 2008

Фото: Макс Требухов

Что изменится для учеников

Дети, которые пойдут в школу с 1 сентября 2018 года, будут учиться 12 лет – старшая школа продлится на год. Все, кто уже ходит в школу, будут учиться 11 лет. Именно этот пункт вызвал споры у политиков. Нардепы Игорь Попов и Олег Ляшко призвали «не делать из школы свадебное агентство», чем заслужили негодование руководительницы Минздрава Ульяны Супрун: «Среди предостережений прозвучало будто нельзя вводить 12-летнюю систему образования, так как 18-летние девушки будут выходить из школы беременными. Невероятно! Парламент не должен быть местом пропаганды сексизма и эйджизма…». Министр образования Лилия Гриневич сообщила, что увеличение времени обучение в старшей школе позволит ученикам определиться с выбором профессии и лучше подготовиться к поступлению в университеты, не прибегая к помощи репетиторов. К тому же, согласно заявлению Гриневич, для получения диплома бакалавра учиться придется теперь, в основном, три года, а значит – общее количество лет, потраченных на получение высшего образование, не изменится.

Полное среднее образование будет состоять из трех уровней: начальной школы (1-4 классы), базового (5-9 классы, гимназия) и профильного среднего образования (10-12 классы, лицей или учреждения профобразования).

Начальное образование дети будут получать, как правило, с шести лет. Позже пойти в школу и дольше получать начальное и базовое образование, при необходимости, смогут дети с особыми учебными потребностями.

Образование будет поделено на циклы. Так, первый и второй классы будут «адаптационно-игровые», третий и четвертый – «основные», пятый и шестой – «адаптационные», седьмой, восьмой и девятый – «базовые предметные».

Для того, чтобы перейти на новый уровень обучения, нужно будет пройти оценивание – государственную итоговую аттестацию (будет возможна в разных формах, в том числе и внешнего независимого оценивания). После начальной школы такое тестирование не будет решающим, а проводится для мониторинга качества образования.

В принятом законе прописано, что языком образования является украинский. По словам заместителя министра образования Павла Хобзея, сейчас национальные меньшинства могут обучаться на родном им языке на всех трех ступенях образования: «В этих школах изучение государственного языка происходит только на уроках украинского языка и литературы», – сообщил он в эфире «Громадського радіо». Представители национальных меньшинств смогут изучать свой родной язык наряду с украинским в группах или отдельных классах в начальной школе и дошкольных учреждениях. Представители коренных народов смогут изучать свой язык в учреждениях дошкольного и общего средного образования (ожидается разъяснение нормы, - LB.ua).

Кроме того закон говорит о государственной поддержке в изучении «прежде всего» английского языка, а также других языков международного общения. Отмечается, что «в учебных заведениях в соответствии с образовательной программой могут преподаваться одна или несколько дисциплин двумя и более языками - государственным, английским языком, другими официальными языками Европейского Союза».

Кроме учебы в школе, закон предусматривает дистанционное (посредством интернета), экстернатное (самостоятельное обучение), семейное или домашнее обучение (помощь родителей) и патронаж (учитель приходит к ребенку домой, если посещать школу ученик не может по состоянию здоровья).

В законе также есть пункт о бесплатности учебников (в том числе и электронных), а вот за питание в школе нужно будет платить в том случае, если ребенок не льготник.

Отдельно в законе прописана территориальная доступность школы: каждому ребенку должны обеспечить начальное и базовое среднее образование в школе, за которой закреплена территория, на которой он проживает. Детей из села, которым нужно добираться до школы, должны подвозить автобусы за деньги местного бюджета. Развозка эта также должна быть доступной для учеников с инвалидностью.

Помещения для занятий также должны быть построены с учётом требования доступности, или же разумно приспособлены для обучения детей с инвалидностью.

Дети с инвалидностью будут учиться в обычных классах – при обращении родителей в школу, группы или классы для такого ребенка должны быть созданы в обязательном порядке. Тем, кто не будет успевать за одноклассниками, законодатель гарантирует индивидуальные занятия. Кроме того, школа должна будет обеспечить детей необходимыми средствами: учебниками со шрифтом Брайля, аудиокнигами, преподаванием на языке жестов. С 1 сентября 2017 года прекратился набор в школы-интернаты (до 31 декабря 2017 года они должны превратиться в детдома для детей-сирот): министерство настаивает на том, что все дети должны учиться вместе.

Основная часть закона говорит об индивидуальном подходе к ученику (который будет обеспечен индивидуальным учебным планом) и способности применять полученные знания в жизни – компетенциях.

Лілія Гриневич: «Ми не можемо вчити сучасних дітей так, як 20 років тому»

Для родителей

Родители будут иметь право получать информацию о всех запланированных педагогических, психологических, медицинских, социологических мероприятиях, исследованиях и обследованиях, педагогических экспериментах. Также родители могут принимать участие в разработке индивидуальной программы развития ребенка (для учеников с инвалидностью) или индивидуального учебного плана, который будет у каждого ученика. Сейчас же школа не предоставляет персонализированного подхода к каждому ученику - дети учатся по утвержденной единой программе министерства.

Отныне всем желающим будет доступна полная информация о деятельности школы: территория обслуживания, информация о работниках, результаты мониторинга качества образования, годовой (в том числе и финансовый) отчеты деятельности, список товаров и услуг, полученных как благотворительная помощь, список платных услуг. Проследить, куда пошли ваши деньги и финансирования из местного бюджета, будет гораздо проще: достаточно зайти на сайт школы или местного управления образования. Сейчас получить такую информацию можно через запрос либо в районное управление образования, либо министерство, а за некоторыми закупками школы проследить с помощью Prozorro.

Родители могут стать членами попечительского совета. Совет же сможет участвовать в определении стратегии развития школы, участвовать в выборе директора, анализировать деятельность школы, контролировать выполнение бюджета и пытаться привлечь дополнительное финансирование.

Есть в законе также еще одна любопытная норма, согласно которой государство финансирует получение общего среднего образования в частном учебном заведении с лицензией, передавая ему «целевой объем средств в размере финансового норматива бюджетной обеспеченности одного ученика общеобразовательного учебного заведения». Сообщается, что сейчас на одного ученика из бюджета выделяется приблизительно 10 тысяч гривен в год, а на ученика с инвалидностью – 25 тысяч. Какой минимум будет выделен на одного ученика в следующем учебном году, а также по какой процедуре эти деньги смогут быть переданы частному заведению, еще предстоит решить Кабмину.

За помощью в решении споров родители смогут обратиться к образовательному омбудсмену. Он будет назначаться Кабмином на 5 лет: рассматривать и проверять жалобы учеников и их родителей, а также педагогических работников, давать рекомендации учреждениям, передавать факты правонарушений правоохранителям.

Гудбай, школа

Для учителей и руководителей

Согласно последнему приказу министерства образования от 20.01.2017, минимальная ставка для специалиста составляет 2912 гривен. С 2020 года минимальная зарплата учителя будет составлять 3 минимальные заработные платы (сегодня 9600 гривен). Должностной оклад работника каждой следующей квалификационной категории повышается на 10%. За более трех лет работы в школе, учителям полагается надбавка в 10%, за 10 и более лет – 20%, а за более 30 лет – 30%.

Ежегодно учитель будет получать один оклад в качестве денежного вознаграждения. Также предусмотрена помощь на оздоровление и льготные долгосрочные кредиты на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья. Механизм их предоставления в законе не прописан. Учителя в селах также смогут претендовать на бесплатное пользование жильем, отоплением и электроэнергией. Также не чаще, чем раз в десять лет, учитель сможет получить «творческий отпуск», длительностью до года с зачислением этого времени в общий стаж. К должностному окладу можно будет получить 20% суммы дополнительно, при условии успешного прохождения добровольной сертификации. Такая процедура хоть и не обязательна, но она будет засчитываться как аттестация. Аттестация раз в пять лет будет обязательной – в этом закон не изменился.

Больше никакого обязательного обучения в Институте последипломного педагогического образования - повышать свою квалификацию учитель сможет любыми способами (с помощью тренингов, мастер-классов, сертификатных программ). ИППО будут работать как и прежде, но у его услуг появится законная конкуренция. За 5 лет работы учитель должен будет пройти не менее 150 часов повышения квалификации, но улучшать знания нужно будет ежегодно и отныне не за свои деньги. Финансирование на повышения квалификации учителей будет получать школа, а педсовет - окончательно решать, поддержать ли предложение учителя в выборе способа своего обучения.

Рабочим временем учителя будет считаться не только время преподавания, но и воспитательная работа. Руководству школ запрещается приобщать коллектив к участию в религиозных мероприятиях и политических акциях.

Учитель не будет скован обязательной министерской программой: он сможет организовать учебный процесс по своему усмотрению, предложить новые формы и методы обучения, аккредитовать свои программы. Его основная задача – соответствовать ожидаемым и прописанным министерством результатам на каждом этапе обучения, а в средствах достижения этого предоставляется выбор.

Школы станут более автономными. Они также будут избавлены от инспекций и аттестаций. Государство будет проводить аудит - проверять школу планово, раз в 10 лет. Делать это будет специально созданный орган - госслужба качества образования. Цель аудита – дать школе рекомендации для улучшения учебного процесса.

Директора школы будут выбирать на шесть лет по результатам конкурса. В голосовании будут участвовать учителя этой школы и родители. Директор сможет занимать должность только два срока. Именно директор будет формировать коллектив школы – назначать педагогов на руководящие должности, а также нанимать на работу учителей. Решения в школе должны будут приниматься всем коллективом: у всех педагогических работников учреждения появится обязанность участвовать в заседаниях педсовета.

Фото: konkurent.in.ua

Фото: itc.ua

Фото: Макс Требухов

Фото: autocentre.ua

Фото: Depositphotos/photo-deti

Фото: Макс Требухов

Темы: Верховная Рада, школы, школьники, среднее образование, дети с инвалидностью, высшее образование, Лилия Гриневич , Нацсовет реформ, образовательный омбудсмен, инклюзивное образование, НУШ (Нова українська школа)

График посещение уроков администрацией школы . Федеральный закон от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Родители имеют.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Типичные ошибки учителей при проведении уроков математики в начальной школе


Комментарии 4
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий