+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения

к административной ответственности и Так, штраф за неоткрытие обособленного.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Ответственность за нарушение сроков представления сообщения о создании обособленного подразделения

Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения
И ответственность за него отдельная. Если подать такое заявление Штрафы за не открытие обособленного подразделения. 3 признака, которым он.

Споры о том, какие санкции за несообщение в установленный срок о создании обособленного подразделения, ведутся ни один год. На основании каких норм НК РФ (ст. 116 или 126) взыскиваются штрафы с нарушителей? Как действуют контролеры на местах? Какого мнения придерживаются контролирующие и судебные органы?

Об обязанностях, возникающих при создании обособленных подразделений

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

– по месту нахождения организации;

– по месту нахождения ее обособленных подразделений;

– месту жительства физического лица;

– по месту нахождения принадлежащих вышеназванным лицам недвижимого имущества и транспортных средств;

– по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Пунктом 2 указанной нормы установлено: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Место нахождения обособленного подразделения организации определяется соответствующим адресом (см. письма Минфина России от 16.05.2017 № 03‑02‑07/1/30877, от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969).

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место при этом считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Статьей 209 ТК РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговым органом на основании сообщений, представляемых (направляемых) в ИФНС этой организацией.

В силу пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях и изменениях, внесенных в ранее сообщенные в ИФНС сведения о данных обособленных подразделениях, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения, а также в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

Соответствующее сообщение подается по форме С-09‑3‑1, утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected].

Как указывает Минфин в Письме от 25.10.2016 № 03‑02‑07/
1/61934, Налоговым кодексом не предусмотрены особенности определения обособленных подразделений организации в зависимости от места нахождения этой организации и ее обособленных подразделений на территории, подведомственной одному или нескольким налоговым органам.

О нюансах, возникающих при открытиинескольких обособленных подразделений

На основании п. 4 ст. 83 НК РФ, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

В таком случае уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет российской организации по месту нахождения одного из ее подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, подается по форме 1‑6‑Учет (утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]).

Таким образом, для постановки на учет вновь создаваемого обособленного подразделения по месту нахождения другого обособленного подразделения в пределах одного муниципального образования организации следует вместе с сообщением об открытии обособленного подразделения (по форме С-09‑3‑1) направить в инспекцию по месту нахождения организации уведомление о выборе налогового органа по форме 1‑6‑Учет (Письмо ФНС России от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886).

О нюансах, возникающих при открытииодного обособленного подразделения

Если организация расположена со своим единственным обособленным подразделением в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, право вышеуказанного выбора организации не предоставляется.

Согласно официальной позиции организация не вправе выбрать только один налоговый орган для постановки на налоговый учет. Правило выбора инспекции, прописанное в п. 4 ст. 83 НК РФ, работает только при наличии нескольких обособленных подразделений организации (Письмо Минфина России от 15.04.2011 № 03‑02‑07/1-126).

Если обособленное подразделение наделено рядом полномочий

В случае наделения организацией своего обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов как в отношении работников обособленного подразделения, так и в отношении работников самой организации уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, наделенного вышеуказанными полномочиями, и у названной организации возникает обязанность, установленная пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ: сообщить об этом в течение одного месяца со дня наделения обособленного подразделения соответствующими полномочиями в ИФНС по месту его нахождения (Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03‑15‑06/27777).

Сообщение российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочи­ями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц передается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/[email protected] (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ положения пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ применяются в отношении обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после 01.01.2017 (письма Минфина России от 04.04.2017 № 03‑15‑06/19684, ФНС России от 06.03.2017 № БС-4-11/[email protected] (вместе с Письмом Минфина России от 20.02.2017 № 03‑15‑07/9512)).

Ответные действия налоговиков

По результатам вышеназванных действий налоговая инспекция направляет в адрес организации уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Сделать это контролеры обязаны в течение пяти дней со дня получения сообщения от обозначенной организации в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Возможные варианты ответственности

Если выяснится, что организация в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в установленный срок не сообщила в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях со дня их создания, то данное обстоятельство, скорее всего, послужит основанием для ее привлечения проверяющими должностными лицами налогового органа к ответственности по п. 2ст. 116 НК РФ.
Согласно п. 2ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. Однако у Минфина иная позиция.
Ведомство разъясняет: ответственность за несообщение в инспекцию о создании обособленного подразделения должна устанавливаться в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03‑02‑07/1/12946). Данной нормой установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, преду­смотренных НК РФ.

ФНС придерживается аналогичного мнения (Письмо от 27.02.2014 № СА-4-14/3404), указывая при этом: за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб. Ответственность же по п. 2 ст. 116 НК РФ наступает в случае, если деятельность ведется без постановки на учет самого налогоплательщика.

По причине того, что на практике контролеры зачастую применяют к налогоплательщикам санкции в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ, возникают налоговые споры, которые чаще всего перерастают в судебные.

Арбитры, признавая позицию налогового органа неправомерной, указывают: положения ст. 23, 83, 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (Постановление АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по делу № А60-4800/2015).

В ряде случаев суды приходят к выводу, что за несообщение сведений в инспекцию налогоплательщику грозит штраф 5 000 руб.
Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения организации является несообщением сведений, соответственно, ответственность за данное нарушение установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ (Постановление АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013, Определением ВС РФ от 26.02.2015 № 305КГ14-9035 оставлено без изменений). Свое решение арбитры мотивируют следующим: действующим законодательством предусмотрена обязанность ИФНС по постановке на налоговый учет обособленных подразделений, а не соответствующая обязанность налогоплательщиков, которые обязаны лишь направлять сведения о создании обособленных подразделений.

Судебные разбирательства на высшем уровне

Споры аналогичного характера дошли до Верховного суда (Определение от 23.10.2017 № 304‑КГ17-8872). В ВС РФ обратилась организация, которая, по мнению контролирующего органа, вела деятельность через обособленные подразделения без постановки на учет по месту их нахождения. А подобные действия образуют состав налогового правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ. Сумма штрафа для организации оказалась внушительной и составила почти 12 млн руб.

Укажем, что суд первой инстанции не согласился с ИФНС. Арбитры пришли к выводу об отсутствии в действиях организации состава правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ, ведь налогоплательщик обязан только проинформировать налоговый орган о создании обособленных подразделений.

Суд отметил, что обязанность по постановке на учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения возлагается на налоговый орган. При этом непредставление в ИФНС сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции, наоборот, заявил: поскольку обществом на территории иных муниципальных образований созданы обособленные подразделения без постановки на налоговый учет, выводы о наличии в действиях компании состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 116 НК РФ, правомерны.

Кассационная инстанция также поддержала налоговый орган.

Однако Верховный суд оказался на стороне налогоплательщика. Он указал: налоговое законодательство устанавливает обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в инспекцию о наличии обособленных подразделений посредством представления соответствующих документов в установленных срок.

Вместе с тем непредставление в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. 1.1 и 1.2 ст. 126), влечет ответственность, оговоренную в п. 1 ст. 126 НК РФ.

При этом нормой п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций установлен ст. 84 – 85 НК РФ, в которых содержится упоминание о том, что в целях проведения налогового контроля организации ставятся на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений.

По мнению ВС РФ, выраженному в Определении № 304‑КГ17-8872, взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в ИФНС и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех созданных на территории РФ обособленных подразделениях российской организации.

При этом непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Следовательно, в случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Вывод Верховного суда соответствует правовой позиции, сформулированной в Определении от 26.06.2017 № 303КГ17-2377.
Верховный суд указал: необходимо четко разграничить между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116 и 126 НК РФ.

Факт установления санкций согласно положениям п. 2 ст. 116 НК РФ свидетельствует о том, что предусмотренное данной статьей изъятие соответствующей части дохода организации сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, следовательно, определить, какие налоги и в каком размере должен он уплатить в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

В том случае, когда у инспекции имеется возможность определить размер налоговой обязанности, организация подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

В рассматриваемой ситуации в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения. Однако факта неуплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения, контролерами установлено не было.

Значит, у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для привлечения организации к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, и применения к ней санкций в виде изъятия части дохода, с которого налогоплательщик уплатил налоги в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Бояться больших штрафов теперь не следует

С учетом рассмотренной в статье правовой позиции Верховного суда можно констатировать: на данный момент вопрос об ответственности организации за несообщение налоговому органу о создании обособленного подразделения решен в пользу налогоплательщиков. Им грозит минимальный в данном случае штраф в размере 200 руб. по п. 1 ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Полагаем, что с учетом позиции ФНС (Письмом от 29.06.2017 № СА-4-7/[email protected] ведомство направило в адрес территориальных налоговых органов и налогоплательщиков для использования в работе обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во II квартале 2017 года по вопросам налого­обложения (п. 13)) риск применения налоговым органом к нарушителю последней из указанных норм минимален.

Источник: Аюдар Инфо.

обособленное подразделениештраф

Читайте ещё

Штраф за закрытие обособленное подразделение 2019

Организацию, которая не сообщила налоговой о создании ОП, нужно оштрафовать на 200 руб. по ст. 126 НК РФ, а не по 116-й статье, санкция в которой — 10% от дохода, но не менее 40 000 руб.

К таким выводам не раз приходил Верховный суд (определения от 23.10.2017 № 304-КГ17-8872, от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377).

Из судебных актов следует, что в случае, когда организация начинает осуществлять деятельность через стационарные рабочие места вне места своего нахождения, у нее возникает обязанность сообщить в налоговый орган о создании обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Постановку подразделения на учет осуществляют налоговики.

Соответственно, неисполнение фирмой указанной обязанности должно трактоваться, как несообщение инспекции сведений, необходимых для налогового контроля, что карается штрафом по ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей за каждое неподанное сообщение.

Ответственность по ст. 116 НК РФ в данном случае не наступает. Эта статья, а именно штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности без постановки на учет (но не менее 40 тысяч рублей), применяется только тогда, когда на учет не встала сама организация.

Этот подход разделяет и ФНС (письмо от 29.06.2017 № СА-4-7/12540), но инспекции иногда действуют вопреки. Не бойтесь спорить.

Порядок обжалования решения налогового органа в суде рассмотрен здесь. 

Источники:

 

Обособленные подразделения ООО: когда их нужно регистрировать. 15.10. . Надо помнить, что нормами НК РФ установлен штраф за неоткрытие обособленного подразделения. Данная ответственность следует из п. 2 ст?.

Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения

Содержание статьи

Дата размещения статьи: 22.05.2015

Организация должна состоять на учете в налоговых органах по месту нахождения всех своих обособленных структурных подразделений. Поскольку определение данного понятия в НК РФ не достаточно ясное, на практике возникают споры. Рассмотрим, чем грозит уклонение от постановки на учет по месту возникновения подразделения, кто за это может наказать и как налоговики могут это обнаружить.

Непонятное понятие

Организация должна состоять на учете в налоговых органах как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения своих обособленных структурных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Напомним: обособленным подразделением организации признается территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми оно наделяется (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Не секрет, что данное определение не совсем однозначно, потому влечет множество толкований. Так, до сих пор финансовое ведомство окончательно не определилось, следует ли признавать обособленным подразделением подрядчика строительную площадку, где тот выполняет работы по договору с заказчиком. Точно так же не совсем ясно, возникают ли обособленные подразделения при заключении договоров, согласно которым исполнитель (подрядчик) в строго определенное время должен посещать территорию заказчика для выполнения работ (оказания услуг), например для уборки территории (или услуг клининга). Каждый рабочий день, допустим, с 17.00 до 19.00, сотрудники клининговой компании (уборщицы) посещают офисы клиентов для выполнения своих трудовых обязанностей — уборки помещений. За неявку, опоздание или халатное исполнение своих обязанностей они могут быть подвергнуты подрядчиком дисциплинарному взысканию.
Как в договоре подряда, так и в договоре клининга налицо все признаки рабочих мест согласно ст. 209 ТК РФ. И если договор на выполнение работ (оказание услуг) заключается на срок более месяца, эти рабочие места должны быть признаны стационарными (п. 2 ст. 11 НК РФ).

На откуп регионам

Как Минфин России в своих письмах, так и арбитражные суды иногда признают вышеуказанные доводы, иногда — нет. Чаще финансовое ведомство задачу признавать ли работу сотрудников вне места нахождения организации обособленным подразделением либо нет изящно перекладывает на налоговые инспекции: "В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом" (Письма Минфина России от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250, от 12.10.2012 N 03-02-07/1-249).
Таким образом, вопрос о возникновении обособленного подразделения и о необходимости постановки его на налоговый учет отдан на откуп регионам. В каждом из них он решается по-разному. Где-то (на уровне Управления ФНС России по региону) принимается решение, согласно которому у подрядчиков возникают обособленные подразделения по месту выполнения работ, где-то — нет.
Естественно, организации конкретных областей далеко не всегда в курсе подобных позиций.

Ответственность: быть или не быть

Но незнание закона не освобождает от ответственности. Чем грозит уклонение от постановки на учет по месту возникновения подразделения? Кто за это может наказать? Как это может обнаружиться? Начнем с ответа на последний из заданных вопросов.
В первую очередь выявить обособленное подразделение, о возникновении которого организация не удосужилась сообщить в свою налоговую инспекцию, может своя инспекция при проведении выездной налоговой проверки. Обнаружить договоры на проведение работ (оказание услуг) в другом муниципальном образовании, тем более на территории другого субъекта РФ, труда не составит.
За это налоговая инспекция (правда, чаще в теории) может оштрафовать организацию на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ) плюс наложить административное взыскание на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Штраф за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
Часто организацию в этом случае пытаются привлечь к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ: за ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Штраф за такое правонарушение составляет 10% от суммы дохода, полученного за время работы без постановки на учет, но не менее 40 000 руб. Аналогичная ответственность была и ранее, когда работа без постановки на учет каралась по ст. 117 НК РФ (утратившей силу с 02.09.2011).
Однако обратим внимание на то, что в п. 2 ст. 116 НК РФ говорится о работе (деятельности) без постановки на учет в налоговом органе (в единственном числе), а не в налоговых органах. То есть, по нашему мнению, минимум на 40 000 руб. можно "погореть" только в том случае, если работать нелегально, вообще не становясь на учет ни в какой налоговой инспекции, в том числе и по месту своего нахождения. Если же организация, создавшая обособленные подразделения, не сообщила об этом в свою налоговую инспекцию, то она не встала на учет в налоговых органах по месту нахождения таковых. На учете же в налоговом органе по месту нахождения "головы" она состоит. Поэтому п. 2 ст. 116 НК РФ применяться здесь не должен.
Правоту данного мнения подтверждает позиция ФНС России. Так, в Письме от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 сказано, что ответственность по п. 2 ст. 116 НК РФ наступает только в случае ведения незаконной предпринимательской деятельности — без постановки на учет в налоговых органах. При образовании обособленного подразделения привлечь организацию к ответственности за непостановку на учет по месту его нахождения можно только по п. 1 ст. 116 НК РФ.
Кроме того, по месту нахождения обособленного подразделения организация должна представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль. Если она не знала о том, что регистрация в подобных ситуациях необходима, этого, естественно, также не делалось. За что полагается штраф в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании данной декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (ст. 119 НК РФ). Однако налог уплачен в полной сумме, но через другую налоговую инспекцию. В этом случае сам факт неподачи декларации, пусть и при отсутствии недоимки, оценивается по ст. 119 НК РФ в 1000 руб.
Кроме налога на прибыль, по месту обособленного подразделения следует перечислять НДФЛ, удержанный из зарплаты сотрудников, в нем работающих (п. 7 ст. 226 НК РФ). Однако при перечислении НДФЛ, удержанного из зарплаты сотрудника, работающего в обособленном подразделении, в налоговую инспекцию по месту головной организации ответственности не возникает. На это указала ФНС России в своем Письме от 02.08.2013 N БС-4-11/14009, ссылаясь на Постановление ВАС РФ от 24.03.2009 N 14519/08.
Таким образом, налоговики должны будут наложить на организацию штрафные санкции на сумму как минимум в 11 200 руб. (200 руб. по ст. 126 НК РФ плюс 10 000 руб. по ст. 116 НК РФ плюс 1000 руб. за каждую непредставленную декларацию по налогу на прибыль по ст. 119 НК РФ). Вместе с тем налоговая инспекция по месту нахождения организации, обнаружившая подобные нарушения, должна будет "поделиться" с инспекцией по месту нахождения обособленного подразделения уже уплаченными в ее адрес налогом на прибыль и НДФЛ. Но это, как говорилось выше, теория. На практике же даже очень правильный и законопослушный инспектор вряд ли пожелает добровольно отдать часть уже собранных его инспекцией налогов "чужому дяде" — другому муниципальному образованию, а тем паче другому региону. Неукоснительное соблюдение законодательства — вещь, конечно, хорошая, но план по сбору налогов пока не отменен. Так что, вероятнее всего, при обнаружении этих нарушений "своя" налоговая ограничится только устным внушением и предупреждением о недопущении подобного впредь.
Обнаружить "уклониста" от постановки на учет могут налоговики и по месту производства работ (оказания услуг), хотя выездная налоговая проверка обособленных подразделений (не имеющих статуса филиала или представительства) налоговыми инспекциями по месту их нахождения не предусмотрена (п. 7 ст. 89 НК РФ).
Есть также камеральная проверка декларации по НДС заказчика работ (услуг). Для подтверждения вычетов он представит налоговикам все полученные им за налоговый период счета-фактуры. А увидеть среди них документы с ИНН чужого региона и с чужим КПП достаточно просто.
В этом случае активного инспектора за обнаружение на своей территории неплательщика, естественно, поощрят. Ведь, кроме штрафных санкций по ст. ст. 116 и 119 НК РФ, доход регионального бюджета можно будет пополнить и налогами, истребованными из другого региона.
Таким образом, при выполнении работ (оказании услуг) на "чужой" территории необходимо принимать во внимание и мнение УФНС этого региона — регистрировать там обособленное подразделение либо нет.
И если согласно сложившемуся мнению обособленное подразделение возникает, то проще, на наш взгляд, встать там на учет.
Но выбор, естественно, остается за руководством организации: то ли встать на учет и добавить себе работы, то ли не делать этого, но постоянно ждать, что придет требование об уплате штрафных санкций.

Штраф за обособленное подразделение

Похожие публикации

Если фирма в предусмотренном порядке не зарегистрирует созданное подразделение, она будет привлечена к административной ответственности. Расскажем в статье, какой штраф за обособленное подразделение грозит фирме, и как его избежать.

Штраф за неоткрытие обособленного подразделения

В соответствии с положениями ст. 116 НК РФ, если компания нарушит порядок процедуры регистрации обособленных подразделений, то она привлекается к административной ответственности и обязана выплатить штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, если фирма или ИП будут вести экономико-хозяйственную деятельность без оформления на учете в налоговой службе, штраф будет взыскан в объеме 10% от прибыли (не меньше 40 тыс. руб.).

Так, штраф за неоткрытие обособленного подразделения будет наложен, если компания не совершает следующие действия:

  1. Не подает в инспекцию ФНС заявления о постановке на учет обособленного подразделения. Пакет документации считается поданным, если полностью соответствует требованиям законодательства.
  2. Не уведомляет в письменной форме об открытии обособленного подразделения в установленный срок.
  3. Не уведомляет и не заявляет о постановке на учет по адресу расположения обособленного подразделения (до 30 дней включительно – пп. 3 п. 2 ст. 23 НК).

Штрафные санкции будут применены по каждому подразделению, в отношении которого были совершены предусмотренные нарушения. Таким образом, если обособленных подразделений 11, будет начислен штраф в размере 110 000 рублей (11 х 10 000).

В том случае, когда обособленное подразделение расположено на территории той же инспекции ФНС, что и головная фирма, административная ответственность в связи с нарушением положений ст. 116 НК РФ может быть не применена. В такой ситуации компания может быть оштрафована на сумму 200 рублей, согласно ст. 126 НК РФ. Нарушением будет признано не пропуск сроков или несоблюдение правил подачи заявления, а непредоставление документов для осуществления фискального контроля.

Дополнительно, за нарушение сроков и ведение деятельности без прохождения регистрации в ФНС может быть оштрафован руководитель фирмы. Штрафные санкции будут применены на основании ст. 15.3 КоАП РФ. Размер штрафа варьируется от 500 до 3000 рублей.

Как избежать штрафа за обособленное подразделение?

По общепринятому определению обособленным подразделением признается какое-либо отделение фирмы, который территориально удален от ее расположения и оснащен стационарным местом трудоустройства. Наличие такого стационарного подразделения может быть как прописано в учредительных документах фирмы, так и нет.

Чтобы не возникло требования уплатить штраф за обособленное подразделение, требуется уведомить налоговиков о его образовании. Это нужно сделать в течение месяца со дня создания ОП.

Кроме того, фирма должна встать на учет в инспекции ФНС по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Когда отдельные подразделения располагаются в одном городе, но на различных подотчетных территориях, компания может выбрать одну инспекцию ФНС по расположению какого-либо из филиалов (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Для регистрации подается уведомление о создании подразделения по форме С-09-3-1 и документацию, подтверждающую факт его образования. Новому подразделению будет присвоен собственный КПП. ИНН будет аналогичным головной фирме. Постановка на учет проводится в течение пяти рабочих дней.

Штраф за непостановку обособленного подразделения не менее 40 тыс.руб. 31.03.2014 21:10

В Письме ФНС России от 27.02.14 № СА-4-14/3404 налоговики уверяют налогоплательщиков, что в вопросе применения ст. 116 НК РФ при не постановке на учёт обособленного подразделения ничего не изменилось. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст.2 3 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на налоговый учёт, если такая обязанность предусмотрена в НК РФ.

В силу п. 2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или предпринимателем без постановки на налоговый учёт по основаниям, предусмотренным в НК РФ, влечёт взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учёт в налоговой инспекции, в том числе по месту нахождения организации, месту нахождения её обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. В п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на налоговый учёт российской организации по месту нахождения её обособленных подразделений осуществляется налоговиками на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

В п. 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговикам документов или иных сведений, предусмотренных в НК РФ. При этом НК РФ не предусмотрено освобождение российской организации от исполнения обязанности, установленной в п. 2 ст. 23 НК РФ, в случае, если обособленное подразделение организации расположено на территории, подведомственной налоговой инспекции, в которой указанная организация состоит на учёте по месту своего нахождения. (Тем более, если деятельность ведётся на территории другого муниципального образования).

Таким образом, ФНС России в комментируемом письме указала, что, с одной стороны, за непредставление в установленный срок налоговикам документов или иных сведений, предусмотренных в п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, а, с другой стороны, за ведение деятельности без постановки на налоговый учёт — к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. Однако нужно помнить, что ответственность по ст. 116 НК РФ применяется только в том случае, если обособленное подразделение создаётся на территории, где организация ещё не стоит на налоговом учёте.

Ссылки по теме:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 27 февраля 2014 г. N СА-4-14/3404

ФНС России, рассмотрев письмо о применении ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), сообщает следующее.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ, а не пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.

Пунктом 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 83 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения указанной организации.

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ.

Одновременно НК РФ не предусмотрено освобождение российской организации от исполнения обязанности, установленной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, в случае, если обособленное подразделение организации расположено на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту своего нахождения.

Как следует из письма, организация, состоящая на учете по месту своего нахождения, осуществляет деятельность на территории другого муниципального образования через свое обособленное подразделение.

Учитывая изложенное, за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных в данном случае п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика.

Такая же позиция была отражена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — Постановление N 5), утратившем силу в связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — Постановление N 57).

Однако отмена Постановления N 5 не была обусловлена неправильностью толкования норм НК РФ либо изменением позиции ВАС РФ, в том числе в части привлечения организаций к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Принятие Постановления N 57, в котором не содержится разъяснений норм НК РФ в части применения ст. 116 НК РФ, было обусловлено отсутствием противоречий в судебной практике по указанному вопросу.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ

adminlawsexp

В Госдуму поступил законопроект, который в 200 раз повышает размер штрафа за непредставление в налоговые органы документов о создании обособленного подразделения организации.

 № 723363-7 предлагает дополнить статью 126 НК РФ новой нормой. Она устанавливает, что за несвоевременное представление или непредставление в налоговый орган сведений о создании обособленного подразделения с российской организации взыскивается штраф в размере 40 000 рублей.

Инициаторы законопроекта поясняют, что в настоящее время за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация штрафуется в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ. Размер штрафа за это нарушение составляет 200 рублей.

Одновременно с этим пункт 2 статьи 116 НК РФ устанавливает, что ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 000 рублей.

Авторы поправок предлагают установить единый подход к наказанию за непостановку на учет в налоговом органе. В связи с этим законопроект уравнивает данные штрафные санкции.

Соответственно, в случае принятия закона штраф за непредставление документов о создании обособленного подразделения будет на уровне минимального штрафа за деятельность без постановки на учет в налоговом органе (40 000 рублей).

Темы: штрафные санкции, поправки в КоАП, обособленные подразделения

Рубрика: Отношения с госорганами. Ответственность , Постановка на учет в налоговых органах

Если фирма в предусмотренном порядке не зарегистрирует созданное подразделение, она будет привлечена к административной ответственности.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как поставить на учёт обособленное подразделение?


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий