+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

В представленной статье рассматриваются вопросы особенности возложения административной ответственности на несовершеннолетних лиц на.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Россинский Б.В. "Об административных правонарушениях и административной ответственности"

Порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних
Административная ответственность несовершеннолетних порядок привлечения подростков с учетом особенностей психического и.

Это нужно знать несовершеннолетним и их родителям совершившим административные правонарушения

1.Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2.Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 статьи 2.3 к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет.

3.Каков порядок привлечения к административной ответственности?

а) Основным документом, на основании которого привлекается правонарушитель к ответственности, является протокол об административном правонарушении.

Никакие иные документы: справки инспекторов ПДН РОВД, информационные сообщения из милиции, из школы не являются основанием для привлечения к административной ответственности.

б) Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Несовершеннолетний, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (с 16 лет), несет ответственность на равных основаниях со взрослыми, следовательно присутствие при его опросе законных представителей, педагога или психолога не обязательно. К нему могут быть применены все виды наказаний, предусмотренные КоАП РФ, за исключением административного ареста.

4.Административное задержание.

Административно задержание — кратковременное ограничение физического лица, может быть применено в исключительных случаях. Используется в тех случаях, когда возникают сложности с установлением личности правонарушителя, его место жительства. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке извещаются его родители (законные представители). Срок административного задержания не должен превышать трех часов.

5.Медицинское освидетельствование на состояние опьянения может использоваться к тем случаях, когда несовершеннолетний отрицает факт употребления спиртных напитков. Медицинского освидетельствование не может производится принудительно. Лица не достигшие 16 лет освидетельствуются на состояние опьянения только с согласия родителей (законных представителей).

6.Как КоАП РФ регулирует участие защитника в административном процессе?

С 1 июля 2002 г. при подготовке к рассмотрению дела и при рассмотрении дела на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав имеет право принимать участие защитник (Статья 25.5) для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

7.Где должен быть рассмотрен материал об административном правонарушении?

Статья 29.5. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

8.Что является надлежащим уведомлением о вызове на заседание комиссии?

Ч.2 ст. 25.1. КоАП РФ: надлежащим уведомлением лица о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении может считаться извещение с помощью любого средства связи с обязательным фиксированием вручения его адресату, т.е. должна быть личная подпись вызываемого лица на корешке повестки.

9.Что является доказательством по делу об административном правонарушении?

Статья 26.2. Доказательства.

1.Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2.Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

3.Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

10.Какой срок давности привлечения к административной ответственности?

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

11.Могут ли дела о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет рассматриваться в отсутствие их родителей?

В каких случаях можно рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних без их присутствия?

В соответствии с ч.2 ст. 25.1 в случае если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, допускается рассмотрение дела в отсутствие правонарушителя.

В соответствии с ч.5 статьи 25.3 при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица

12.Имеет ли право комиссия выносить постановление о приводе несовершеннолетнего, дело о котором должно рассматриваться на заседании, а также о приводе его родителей?

Статья 29.4, часть 3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительных причин лиц, которые требуются на комиссии, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом, выносится определение о приводе указанных лиц.

То есть комиссия по делам несовершеннолетних имеет право выносить определения (но не постановления) о приводе через органы внутренних дел лиц, которые должны участвовать в заседании комиссии, то есть правонарушителя, его родителей и свидетелей.

13.Какой порядок обжалования постановлений комиссии?

Статья 30.1. Право на обжалование постановлений по делу об административных правонарушениях.

Постановление, вынесенное коллегиальным органом, обжалуется в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. Таким образом, если постановление вынесено по делу об административном правонарушении оно обжалуется только в районный суд.

В соответствии со ст. 30.2. жалоба подается в органы, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд.

То есть, получив жалобу на решение комиссии, ответственный секретарь обязан эту жалобу со всеми материалами дела передать в суд в течение 3 дней.

Жалоба на постановление по делу может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Если срок для подачи жалобы пропущен, комиссия все равно обязана принять жалобу и направить ее в суд, который имеет право по ходатайству лица, подающего жалобу его восстановить.

14.Из какого минимального оклада исходить при наложении штрафа?

С 01.01.2001 г. исчисление размеров штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом если административный штраф равен 5 МРОТ, что лицо обязано уплатить сумму — 500 рублей

15.Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию?

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

16.Срок в течение которого штраф должен быть уплачен добровольно.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ.

При отсутствии самостоятельного заработка несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Сумма административного штрафа вносится лицом, привлеченным к административной ответственности, в любой Сбербанк.

Квитанцию об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, ОБЯЗАНО представить в комиссию по делам несовершеннолетних.

17.Что произойдет, если штраф не будет уплачен добровольно?

При отсутствии квитанции, по истечении семидесяти дней со дня вынесения постановления комиссии по делам несовершеннолетних направляет соответствующе материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.

Кроме того, комиссия по делам несовершеннолетних направляет указанные материалы в УВД для привлечения неплательщика к административной ответственности за неуплату штрафа в срок по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ.

Кабмин представил концепцию нового КоАП

Как было показано в предыдущем параграфе, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХявляется составной частью общего института административной ответственности. Видимо, исходя из этого положения, действующий КоАП РФ в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Вместе с тем специфика такого специального субъекта, как лицо, не достигшее 18-летнего возраста, настолько ярко выражена, что научно-практические работы по совершенствованию процесса привлечения данных лиц к юридической ответственности и формированию в Российской Федерации системы ювенальной юстиции ведутся непрерывно.

Несмотря на то что ст. 2.3 КоАП РФ определяет возраст -16 лет, – по достижении которого административная ответственность наступает в полном объеме, для граждан, не достигших 18-летнего возраста, законодателем установлены значительные исключения:

1) несовершеннолетний возраст определяется КоАП РФ как обстоятельство, смягчающее административную ответственность (ст. 4.2);

2) с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, органом специальной юрисдикции – комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, – а также судом или уполномоченным должностным лицом и органом это лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних;

3) практически все категории дел об административных правонарушениях рассматриваются во внесудебном порядке комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (большинство составов) или уполномоченными органами и должностными лицами (например, ст. 11.18 «Безбилетный проезд», гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения») в том случае, если органы или должностные лица, к которым поступает дело, не принимают решения о передаче дел на рассмотрение комиссий;

4) административная ответственность несовершеннолетних в большей степени, чем административная ответственность полностью дееспособных нарушителей, преследует цель воспитания нарушителя посредством убеждения и порицания, т. е. посредством использования морально-нравственных мер воздействия. Именно поэтому к несовершеннолетним правонарушителям сугубо репрессивные наказательные средства административного воздействия применяются достаточно редко, в виде исключения, причем, например, такая мера наказания, как административный арест, к несовершеннолетним, не достигшим возраста 18 лет, не применяется вообще.

Кроме того, при определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, поскольку здесь необходимо не только реализовать общеправовые принципы, но и обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций и отрицания противоправного поведения.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что несовершеннолетний является специальным субъектом производства по делам об административных правонарушениях.

Наличие такого административно-процессуального статуса позволяет в производстве по делу об административном правонарушении применять к несовершеннолетним особые меры правового воздействия, имеющие воспитательный, профилактический характер. Эти меры определены федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, в частности Законом о профилактике безнадзорности, где установлены:

• категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст. 5);

• основания проведения индивидуальной профилактической работы (ст. 6);

• сроки проведения индивидуальной профилактической работы (ст. 7);

• права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст. 8).

Реализация наказательной функции административной ответственности в отношении несовершеннолетних также обладает собственной спецификой. В частности, можно констатировать, что меры наказания предусмотрены не только в КоАП РФ, но и в специальных нормативных правовых актах федерального уровня.

1. Закон о профилактике безнадзорности в ст. 8^1^ «Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет, что за нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться такие меры взыскания, как предупреждение, выговор, строгий выговор. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться такие меры взыскания, как сообщение родителям или иным законным представителям, исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

При реализации данных мер наказательно-воспитательного воздействия законодателем предусматривается «двойная» защита несовершеннолетних от необоснованного, неправомерного и незаконного принуждения, поскольку, с одной стороны, при реализации любого государственного принудительного воздействия должны реализовываться общеправовые принципы и гарантии (например, принципы законности, гласности, уважения чести и достоинства и др.), а с другой – в специальных актах, в частности в рассматриваемом Законе о профилактике безнадзорности, установлены дополнительные, детализирующие и учитывающие специфику несовершеннолетних субъектов ответственности гарантии. Так, согласно ст. 8^1^ этого акта по отношению к несовершеннолетним не допускаются:

• применение физического и психического насилия;

• применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;

• применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;

• ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;

• уменьшение норм питания;

• лишение прогулок.

2. Среди мер ответственности несовершеннолетних можно назвать и меры, предусмотренные все еще формально действующим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (в ред. от 6 февраля 1986 г.) (с изм. от 25 февраля 1993 г.), к которым в соответствии со ст. 18 относятся:

• возложение обязанности принести публичное или сделанное в иной форме извинение потерпевшему;

• вынесение предупреждения;

• объявление выговора или строгого выговора;

• возложение обязанности на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 минимального размера оплаты труда;

• наложение на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штрафа в случаях и в размерах, предусмотренных законодательством РФ;

• передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;

• передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;

• направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;

• помещение несовершеннолетнего в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное учебно-воспитательное учреждение. Данная мера может назначаться условно с испытательным сроком в один год. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет – в специальное профессионально-техническое училище.

Только в том случае, если у комиссии есть серьезные основания полагать, что никакая из вышеперечисленных мер воздействия не будет способствовать исправлению несовершеннолетнего правонарушителя, ею налагаются предусмотренные КоАП РФ меры административного наказания.

Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют четко определенную нормами права компетенцию, причем законодатель особенно подчеркнул значимость этих субъектов административной юрисдикции тем, что комиссии, образуемые органами местного самоуправления, включил в общегосударственную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, например, в ст. 4 Закона Московской области от 30 декабря 2005 г. № 273/2005-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» определена система комиссий, которую составляют:

1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области;

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области.

Еще одна особенность административной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что в значительном числе случаев к административной ответственности привлекаются не сами несовершеннолетние правонарушители (например, при недостижении ими возраста 16 лет или в случае отсутствия у них собственного источника дохода), а их родители (опекуны, попечители). Именно поэтому вопросы административной ответственности несовершеннолетних и их родителей взаимосвязаны и должны рассматриваться комплексно.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙпредусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. В этих случаях административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними, рассматриваются и как основания административной ответственности либо применения иных средств государственного принуждения к их родителям, опекунам, попечителям (законным представителям). Например, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

К институту административной ответственности несовершеннолетних теснейшим образом примыкает институт административной ответственности за правонарушения с участием несовершеннолетних и (или) ущемлением (нарушением) их прав, свобод и законных интересов. Так, КоАП РФ в Особенной части предусматривает следующие виды составов :

• статья 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;

• статья 5.36 «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей»;

• статья 6.7 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения»;

• статья 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ» (причем те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, влекут наложение более жесткого административного наказания);

• статья 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»;

• статья 20.22 «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей.

И последнее, что важно отметить, завершая характеристику особенностей административной ответственности несовершеннолетних, – несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, он устанавливает особенности при применении к этим специальным субъектам некоторых видов административных наказаний. Например:

1) штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2);

2) административный арест как мера административного наказания к несовершеннолетним не применяется (ст. 3.9).

ПОДРОСТКИ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ С какого возраста можно привлечь к административной ответственности? Члены Комиссий по делам несовершеннолетних (2 абзац части 5 ст. . Дактилоскопирование — это фиксация особенностей строения папиллярных?.

Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

Актуальность темы исследования. Общественные отношения, складывающиеся в современном российском государстве, нуждаются в I универсальном правовом регуляторе, позволяющем развиваться этим отношениям и управлять асоциальными явлениями. Ломка сложившихся стереотипов негативно отразилась на всех сферах жизнедеятельности общества, ее последствия затронули подрастающее поколение страны, актуализировав тем самым проблему криминализации подростковой среды.

В настоящее время общенациональной задачей является «.создание общими усилиями безопасных условий жизни, снижение уровня преступности в стране,. избавление от детской беспризорности»1.

Данные обстоятельства настоятельно диктуют необходимость I объективно, глубоко и более всесторонне, чем это делалось до не давнего времени, взглянуть на многие проблемы предотвращения правонарушений. В их числе проблема определения причин административно-деликтного поведения несовершеннолетних и повышения эффективности его профилактики.

В России ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых около 30% составляют граждане, не достигшие 18 лет. Вступивший в законную силу с 1 июля 2002 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях I коренным образом изменил подход по привлечению к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей.

Государственная политика в отношении правонарушителей в целом, и несовершеннолетних правонарушителей в частности, основывается на принципах гуманизма и презумпции невиновности. Законодатель идет по пути расширения списка оснований освобождения от административной

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года // Российская газета. 2004. 27 мая. ответственности. То, что лицо является несовершеннолетним, в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ, фактически на практике означает возможность его освобождения от административной ответственности. При этом не учитывается принцип неотвратимости административной ответственности, данное обстоятельство свидетельствует о том, что в реальности не всегда несовершеннолетний правонарушитель отвечает за совершенное им деяние.

В то же время, как показывает практика и подтверждается мнением 80% респондентов проведенного социологического исследования, вред от административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не меньше, а иногда и больше, чем от административных правонарушений, совершаемых совершеннолетними лицами.

Таким образом, реальное положение дел далеко от совершенства и требует существенного пересмотра процесса реализации норм об административной ответственности несовершеннолетних.

Огромное значение на современном этапе развития общества имеет факт принятия Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1, который определил круг субъектов, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако отсутствие эффективных механизмов его реализации существенно сдерживает внедрение положений этого документа в практическую деятельность. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости модернизации существующих государственных структур для достижения соответствия их функций современному этапу развития России.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177; 2001. № 3. Ст. 216; 2003. № 28. Ст. 2880; Российская газета. 2004. 31 августа,

7 декабря.

Являясь субъектом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы внутренних дел России реализуют приоритетные направления совершенствования деятельности по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, в числе которых: корректировка законодательной и нормативно-правовой базы по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних; повышение уровня межведомственного и внутриведомственного взаимодействия подразделений ОВД при реализации I требований Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, организаций, общественных и религиозных объединений в разрешении проблем социальной защиты детей и подростков, обеспечении их прав и интересов и др.1

Вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности темы исследования и ее значимости в теоретическом и практическом аспектах для выработки научных и практических рекомендаций, направленных на I совершенствование, повышение эффективности и общественной полезности административно-юрисдикционной деятельности ОВД в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Степень разработанности темы исследования. На сегодняшний день содержание института ответственности несовершеннолетних и его реализация в деятельности органов внутренних дел представляет собой одну из наиболее актуальных, но недостаточно разработанных проблем.

Решение коллегии МВД России «По вопросу о дальнейшем совершенствовании деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 2 апреля 2002 года № 1 км.

Некоторые ее аспекты исследовались при анализе общих вопросов административной ответственности, природы мер, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям, организации профилактической деятельности в работах таких ученых, как Бахрах Д.Н., Галаган И.А., Веремеенко И.И., Колонтаевский Ф.Е., Колодкин Л.М., Бутылин В.Н., Лазарев Б.М., Лунев А.Е., Салищева Н.Г., Студеникина М.С., Попов Л.Л., Шергин А.П., Магомедов А.А., Абдуллаев Э.И., Клюшниченко А.П., Мельниченко О.П., Морозова З.П., Овчинский B.C., Забрянский Г.И., других.

Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли труды Остапенко Н.И., Бурлакова В.И.< Корчагиной Е.Ю.

В то же время приходится констатировать недостаточность исследования содержания и особенностей административно-юрисдикционных полномочий ОВД в отношении несовершеннолетних правонарушителей, хотя эта деятельность имеет несомненную специфику.

В комплексном разрешении нуждается также ряд других вопросов, связанных с участием несовершеннолетних в административно-деликтных отношениях и обеспечением их прав и свобод.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты реализации института административной ответственности несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел1.

1 В рамках диссертационной работы вопросы, посвященные рассмотрению дисциплинарной и материальной ответственности, не исследуются.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершеннолетних и поиск путей совершенствования деятельности органов внутренних дел по применению I мер административной ответственности к несовершеннолетним. Достижение поставленной цели предполагается путем .решения следующих исследовательских задач:

- раскрыть понятие и содержание административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института;

- дать характеристику несовершеннолетним лицам как субъектам административной ответственности;

- рассмотреть объем и содержание полномочий органов внутренних дел по исполнению законодательства Российской Федерации об I административной ответственности в отношении несовершеннолетних правонарушителей;

- определить особенности реализации принципов и задач производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних, и на основании этого выделить особенности мер обеспечения данного производства;

- на основе результатов диссертационного исследования выработать научные и практические рекомендации и предложения по совершенствованию правового регулирования и организации деятельности I органов внутренних дел по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях несовершеннолетних.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, социологический, статистический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение).

Правовую базу составляют международные и российские нормативные правовые акты, ведомственные нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел по реализации административно-юрисдикционных полномочий в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Научная новизна исследования заключается в осуществлении комплексного анализа сущности административной ответственности несовершеннолетних и практики реализации данного института в деятельности органов внутренних дел. Новизной отличается сформулированное автором понятие административной ответственности несовершеннолетних, включающее в себя объективную и субъективно-личностную категории.

Элементы новизны и научно-практической значимости носят результаты анализа и систематизации особенностей задач и принципов производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, применяемых органами внутренних дел. На основе исследования современного состояния системы органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних диссертантом обосновано осуществление производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних специализированными судами (судьями), а также наделение сотрудников органов внутренних дел полномочиями по оказанию реальной помощи несовершеннолетним в решении вопросов трудоустройства, организации досуга, жилищно-бытовых проблем и т.п.

Новизной характеризуются также содержащиеся в диссертации предложения и рекомендации по совершенствованию административноюрисдикционной деятельности ОВД в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Авторское определение понятия административной ответственности несовершеннолетних, под которой понимается особое правовое отношение по реализации установленных государством прав и обязанностей с одной стороны уполномоченных субъектов, с другой стороны лиц в возрасте от 16 до 18 лет в связи с совершением последними административных правонарушений. I

2. Система гарантий реализации административно-правового статуса несовершеннолетних как особых субъектов административной ответственности.

3. Неэффективность правоприменительной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также санкций, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям обусловливает необходимость наделения существующих судебных органов дополнительными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, либо создание I специального органа, осуществляющего судопроизводство в отношении несовершеннолетних правонарушителей (суды по делам несовершеннолетних).

4. В целях совершенствования профилактической деятельности органов внутренних дел, проводимой в отношении несовершеннолетних, целесообразно наделить сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей властными полномочиями по отношению к государственным и государственно-общественным органам, I содержание которых связано с оказанием помощи несовершеннолетним в случае нарушения их прав и законных интересов, вопросами трудоустройства, организации досуга, решением жилищно-бытовых проблем.

5. Предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях, регулирующего административно-юрисдикционную деятельность органов внутренних дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в том числе:

- изменить термин «личный досмотр», используемый в ст. 27.7 КоАП РФ, на формулировку «Проведение административного личного обыска правонарушителя в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения в случае его отказа добровольно представить для обследования находящиеся при нем вещи», которая позволит конкретизировать возможные действия сотрудников органов внутренних дел при применении данной принудительной меры;

- дополнить раздел I КоАП РФ самостоятельной статьей, закрепляющей принцип неотвратимости ответственности как обязательный в производстве по делам об административных правонарушениях;

- дополнить содержание ст. 2.9, ст. 5.35, ч. 1 ст. 27.12, ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ положениями, касающимися несовершеннолетних правонарушителей.

6. Методические рекомендации сотрудникам органов внутренних дел по порядку применения мер административного принуждения к несовершеннолетним правонарушителям.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в углублении и расширении знаний о развитии института административной ответственности. Дано определение административной ответственности несовершеннолетних с учетом современных представлений о защите их прав и свобод, рассмотрено не только ее содержание, но и показан механизм реализации в деятельности органов внутренних дел.

Практическая значимость работы определяется совокупностью выдвинутых предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности подразделений милиции по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних. Результаты исследования могут быть использованы: I

- в практической деятельности органов внутренних дел;

- в научно-исследовательской деятельности;

- в учебном процессе образовательных учреждения МВД России при изучении конституционного, административного права, а также административной деятельности ОВД, других специальных курсов, затрагивающих вопросы административной ответственности несовершеннолетних;

- при совершенствовании административного законодательства, других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов

I ' системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются комплексным характером исследования и базируются на научно-методическом, нормативно-правовом и эмпирическом материале. При разработке теоретических вопросов темы и практических рекомендаций автор опирался на труды ученых в области философии, общей теории права, административного права, гражданского права, имеющие значение для познания и решения круга анализируемых проблем, на положения и I принципы российского и международного законодательства, статистические данные.

Эмпирическую базу исследования составили анализ данных статистической отчетности УВД Орловской, Брянской, Курской, Тульской, Тверской, Калужской, Костромской областей по применению законодательства РФ об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними; результаты изучения 675 дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, решения по которым принимались комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностными лицами органов внутренних дел. В ходе исследования проанкетировано 400 должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматривать дела данной категории.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационная работа подготовлена и обсуждена на кафедре управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России.

Теоретические положения и практические выводы исследования докладывались автором на научно-практических конференциях, «круглых столах» в Орловском юридическом институте МВД России «Правоохранительная деятельность на транспорте: итоги и перспективы» (январь 1999 г.), «200 лет МВД России: история и современность» (декабрь 1999 г.), «Актуальные проблемы, борьбы с преступностью: история, теория и практика» (сентябрь 2002 г.), «Проблемы административно-процессуального обеспечения борьбы с правонарушениями, связанными с наркотическими средствами и психотропными веществами» (март 2003 г.).

Результаты диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс Орловского юридического института МВД России и используются в процессе проведения учебных занятий по дисциплинам «Административное право», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Административный процесс».

Основные материалы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России.

Основные положения диссертационного исследования изложены в I опубликованных автором научных статьях. Методические рекомендации и предложения по совершенствованию правоприменительной деятельности были внедрены на практике в деятельность подразделений по делам несовершеннолетних УВД Орловской области.

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Правительство обнародовало концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях. Соответствующий документ размещен 10 июня на сайте кабмина.

Согласно концепции, изменения в административном законодательстве будут соответствовать целям заявленной реформы контрольно-надзорной деятельности, а при их подготовке учтут практику применения и толкования норм судами. При этом КоАП ожидает сокращение составов правонарушений и изменение подходов к назначению наказаний.

Кабмин одобрил концепцию нового КоАП

Также из кодекса планируют выделить нормы, касающиеся производства по делам об административных правонарушениях. В КоАП лишь пропишут их подведомственность, а положения, регулирующие судопроизводство, должны быть включены в процессуальное законодательство.

При сокращении числа составов учтут «тяжесть» правонарушений. Теперь арбитражные суды будут привлекать к ответственности только по тем из них, что «представляют повышенную общественную вредность и по которым административные наказания вправе назначать только суд». В частности, в новую редакцию КоАП  «максимально полно» включат составы правонарушений в области общественного порядка и безопасности. Все дополнительные изменения по-прежнему будут вносить в КоАП только отдельными федеральными законами.

Действующий КоАП вступил в силу 1 июля 2002 года. С этого момента принят 621 федеральный закон, которым в КоАП внесено свыше 4800 правок.

Новый кодекс планируют синхронно ввести в действие с другими законодательными актами контрольно-надзорной реформы с 1 января 2021 года.

Нарушения бывают разные

Авторы концепции предлагают выделить категории административных правонарушений в зависимости от их характера и возможности негативных последствий. Например, административные правонарушения повышенной степени «общественной вредности» могут быть отнесены к категории «грубые». В соответствии с категориями должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний, а также особенности производства и срок давности привлечения. Последний не может превышать двух лет (за исключением юрлиц).

Также учитываются особенности статуса привлекаемых лиц. Так, индивидуальных предпринимателей предлагается выделить в отдельную группу. А вместо госорганов, наделенных статусом юридического лица, ответственность понесут их должностные лица.

[Действующий КоАП] это документ, который тяжело применять и на который невозможно уже смотреть без слез.

Премьер-министр Дмитрий Медведев

Сначала – предупреждение

В нормах нового КоАП, по задумке разработчиков, должны найти свое отражение принципы вины, презумпции невиновности, недопустимости повторного административного наказания, законности, справедливости, соразмерности и другие. Так, исключается вина нарушителя в случае признания его невменяемым или при возникновении чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. А тем, кто впервые совершил проступок, предлагается выносить предупреждение, а не штраф (за исключением грубых нарушений, при отсутствии отягчающих обстоятельств). Размеры штрафов при этом будут соответствовать масштабам правонарушения, а при их назначении нужно учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица. Если сумма штрафа не превышает 10 000 руб., средства могут взыскать без возбуждения исполнительного производства.

Путин согласовал план реформы контрольно-надзорной деятельности

А в случае малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрено освобождение от ответственности.

Также планируется предусмотреть возможность замены одного вида наказания на другой без нового рассмотрения дела по существу.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, достигших 16 лет, пропишут в специальной главе КоАП. В ее положениях также учтут условия жизни и воспитания, уровень психического развития, различные особенности личности подростка.

Административный кодекс – это дополнительный инструмент. Базовые законы устанавливают права и обязанности, а КоАП и УК – ответственность за их нарушение и неисполнение. Это все находится в системе. 

Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству

Особенная часть и полномочия

В рамках реформы предлагается исключить из отраслевых федеральных законодательных актов нормы об административной ответственности и перенести соответствующие составы в Особенную часть КоАП. Также планируется ограничить до минимума либо полностью исключить из норм Особенной части безальтернативные административные наказания.

Новый закон о госконтроле избавит бизнес от избыточных требований

Значительную часть полномочий мировых судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена региональными актами, планируют передать коллегиальным органам этих субъектов.

Планируется расширение процессуальных прав прокурора, чье участие «во многих случаях является оправданным», отмечают авторы концепции. Кроме того, к производству могут привлечь представителя саморегулируемой организации, уполномоченного по правам человека, а также детского, бизнес-омбудсмена и соответствующих уполномоченных в субъектах РФ.

Также предлагается закрепить дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи. В частности, речь идет об обязательном участии адвоката в производстве по делам, где предусмотрена возможность назначения наказания в виде административного ареста.

Разработку нового КоАП Дмитрий Медведев анонсировал в апреле, а в марте дал поручение подготовить его концепцию. Премьер-министр отметил, что существующий кодекс устарел и его тяжело применять. С момента принятия действующего документа Госдума одобрила уже более 600 законопроектов с поправками к нему. Новый КоАП, по словам Медведева, будет более «компактным и чётким».

В статье рассматриваются особенности привлечения к ответственности несовершеннолетних также основные меры, применяемые к.


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий