+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Обязательное изучение второго иностранного языка в школе

Давайте обсудим существующие «языковые» нюансы в школах и скоро в школах будут в обязательном порядке преподавать и изучать не один, Похоже, скоро детей могут нагрузить изучением второго иностранного языка.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: В школах вводится второй иностранный язык
Обязательное изучение второго иностранного языка в школе
Изучение второго иностранного языка в 5–9-х классах является обязательным. С какого класса начать изучение языка решает сама.

Министр образования Алтайского края сообщил, что в новой редакции Федеральных государственных образовательных стандартов, которую Министерство просвещения РФ планирует принять в декабре, обязательного изучения второго иностранного языка не будет. 

«В декабре Минпросвещения собирается утвердить новую редакцию ФГОС, — рассказал министр образования Алтайского края Максим Костенко. — И мы не видим там второго иностранного языка как обязательного. Он остается на выбор участников образовательного процесса. Сама школа распределяет нагрузку на учащихся при случае выбора второго иностранного».

Напомним, второй иностранный язык стал обязательным для всех – этот предмет должен появиться в аттестатах государственного образца об окончании девяти классов уже для выпускников этого года.

Сроки введения предмета в учебный план, нагрузка и ее распределение остаются на усмотрение конкретного образовательного учреждения. Как уже писал ЧС-ИНФО, введение этого предмета в тех школах, где его еще нет, может вызвать ряд проблем. В частности ощущается сильная нехватка персонала. Например, в Алтайском крае не хватает около двухсот учителей иностранного языка. Там пришлось выделить из бюджета более трех миллионов рублей на переподготовку кадров и есть надежда, что вакансии удастся закрыть.

Но все равно необходимость преподавания второго иностранного языка именно как обязательного для всех предмета вызывает вопросы.

ЧС-ИНФО провел опрос среди своих читателей. И большая часть опрошенных решили, что чем учить два иностранных, лучше повысить качество преподавания родного языка. Чуть меньше проголосовавших отметили, что хоть идея и неплохая, но сложно поверить, что в наших школах будут качественно преподавать два иностранных языка.

Четверть читателей, проходивших опрос через социальные сети, также выбрали вариант: «Это прекрасная инициатива. Чем больше языков знает человек, тем он образованнее и культурнее».

Таким образом можно отметить, что большинство людей считает: качество преподавания языков важнее, чем их количество.

Напомним, недавно газета «Честное слово» запустила проект, посвященный русскому языку, под названием «Живой как жизнь» (с материалами можно познакомиться в специальной рубрике на нашем сайте).


Поделиться:

Наш канал на Яндекс.Дзен

Автор: Марина Вдовик

Второй иностранный язык в школах перестанет быть обязательным

На основании письма Минобрнауки № 08-1214 от 17.05.2018 г. можно судить о том, что второй иностранный должен быть включен в стандарты общего образования и распространяться на учащихся 5-9 классов.

Однако на практике существует ряд практических трудностей, которые мешают исполнению требований Министерства большинством образовательных организаций.

В этой связи письмо до сих пор носит рекомендательный характер и, по состоянию на начало 2019 г., второй иностранный язык так и не стал обязательным элементом учебной программы. Чиновники из Министерства образования трезво оценивают существующую ситуацию и осознают, что в российских школах на сегодняшний день не сформирован штат компетентных педагогов, а также отсутствует методическая готовность для исполнения стандарта ФГОС.

По этой причине включение второго иностранного языка в образовательную программу остается на усмотрение образовательной организации.

В этой связи можно учитывать позицию Минпросвещения. Согласно заявление замминистра просвещения России Павла Зеньковича Минпросвещения планирует рекомендовать отказаться от введения второго иностранного языка как обязательного.

Каким будет второй иностранный в российских школах? обязательное изучение второго иностранного языка, однако это очень беспокоит родителей.

Вы точно человек?

Нет, не правильно. Поэтапное введение второго иностранного языка не предусмотрено законодательством. Школы были обязаны ввести его еще с 2015 года. Ввести второй иностранный язык Вы можете с любого класса, но в ООП ООО второй иностранный  язык должен быть. Вы можете ввести второй иностранный язык в следующем году для пятиклассников. Однако это не освобождает школу от обязанности внести изменения в образовательные программы для детей, которые уже учатся по ООП ООО, в которой второй иностранный язык не предусмотрен (ученики 6-9 классов).  При этом на каком этапе Вы это сделаете и в каком объеме часов не имеет значения, можно ввести второй иностранный как с 6 по 9 класс, так и  с 7 по 9  классы и т.д. Главное, чтобы ООП ООО второй иностранный содержала. Что касается выпускников 9 классов, которые учились по программе, в которой нет второго иностранного языка, то для них этот предмет нужно ввести в обязательном порядке, даже если осталось всего полгода до конца обучения.  Их программа не соответствует  ФГОС ООО. Кроме того,  в этом и последующих учебных годах в аттестатах выпускников  9-х классов должна быть отметка по предмету «второй иностранный язык». Поэтому ввести изучение второго иностранного языка нужно обязательно.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его бесплатно в Системе Образование



Обоснование из рекомендации

Как организовать изучение второго иностранного языка по ФГОС

<…> Внимание: второй иностранный язык обязателен для изучения в школе.

Такое требование содержит пункт 18.3.1 ФГОС ООО. Данную позицию подтвердило и Минобрнауки в письме от 17.05.2018 № 08-1214.<…>

<…>Ситуация: можно ли ввести изучение второго иностранного языка с 6-го класса

Да, можно.

ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно. Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО. Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников. В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.<…>

<…>Определите, сколько часов понадобится на изучение второго иностранного языка. За это время дети должны освоить содержание образовательной программы.

Соблюдайте требования к учебной нагрузке. Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО). В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Часы рассчитывайте с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН школы, таблица 3).

Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки.<…>

<…> Ситуация: в учебном плане на второй иностранный язык выделено менее 64 часов. Нужно ли в этом случае ставить оценку в аттестат

Да, нужно.

Второй иностранный язык входит в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). В аттестат выставляют отметки по каждому предмету в соответствии с учебным планом образовательной программы независимо от количества часов, которое отведено на изучение предмета (подп. «б» п. 5.3 Порядка выдачи аттестатов).<…>

Порядок утв. Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115, б) п.5.3

<…>в графе "Итоговая отметка" на отдельных строках, соответствующих указанным в графе "Наименование учебных предметов" учебным предметам, с выравниванием по левому краю - итоговые отметки выпускника:<…>
<…>по каждому учебному предмету инвариантной части базисного учебного плана;<…>

Из рекомендации

Как разработать учебный план основного общего образования в соответствии с ФГОС

<…>В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы. Предметы выберите из каждой обязательной предметной области, которые перечисляет пункт 18.3.1 ФГОС основного общего образования.

Обязательные предметные области

№ п/п

Предметные области

Учебные предметы

1

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

2

Родной язык и родная литература

Родной язык

Родная литература

3

Иностранные языки

Иностранный язык

Второй иностранный язык

4

Общественно-научные предметы

История России

Всеобщая история

Обществознание

География

5

Математика и информатика

Математика

Алгебра

Геометрия

Информатика

6

Основы духовно-нравственной культуры народов России

?

7

Естественнонаучные предметы

Физика

Биология

Химия

8

Искусство

Изобразительное искусство

Музыка

9

Технология

Технология

10

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

Совет: можно не выделять отдельный час на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Ее изучение можно организовать, если включить отдельные тематические блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам общественно-научного цикла – истории, обществознания, географии.<…>

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его бесплатно в Системе Образование



Второй иностранный язык в школе. Когда ждать?

Инновации, которые то и дело внедряются в образовательной сфере РФ, заставляют родителей, школьников и учителей с неослабевающим вниманием следить за действиями Министерства образования и науки. Особенно жаркие дискуссии вызвала новость, что совсем скоро в школах будут в обязательном порядке преподавать и изучать не один, а сразу два иностранных языка.

Конечно, такая практика далеко не нова. Учебные заведения, которые специализируются на гуманитарном профиле, а также престижные лицеи и гимназии давно включили в программы обучения второй язык. Но одно дело — позволить родителям сознательно выбрать школу с языковым уклоном, а другое – заставить учить несколько иностранных языков всех без исключения.

В сети мелькает информация, что уже с 2019 года все дети будут учить английский (причем он будет включен в программу первого и второго класса), а после перехода в среднюю школу детям нужно будет выбрать второй язык для изучения (или осваивать тот, который сможет предложить им конкретная школа). С другой стороны, на новостных порталах стали появляться сообщения, что второй язык не введут, а наоборот, отменят! Разобраться в действительном положении вещей не так-то просто. Давайте обсудим существующие «языковые» нюансы и попробуем понять, к чему нужно готовиться в новом учебном году.

Инициативы Минобразования

В большинстве престижных лицеев и гимназий России (речь идет не о профильных, а об обычных учебных заведениях) второй иностранный язык был внедрен в программу еще 3 года назад, когда Минобразования расширило практику изучения иностранных языков. Решение главного образовательного ведомства носило рекомендательный характер: в документе подчеркнули право школьного руководства решать данный вопрос самостоятельно.

В некоторых школах дирекция сработала на опережение и ввела новый предмет в программу без раздумий, вызвав этим недовольство родителей. В других школах решили посмотреть, как будет развиваться ситуация, и продолжили составлять расписание по-старому — что, впрочем, также не пришлось по душе многим папам и мамам. Одни родители решили, что их чад перегружают сложной школьной программой, а другие пришли к выводу, что их детей обделяют, не позволяя им повысить степень конкурентоспособности и образованности.

К сожалению, удовлетворить запросы и требования абсолютно всех заинтересованных лиц не получится никогда. Однако такие меры только подстегнули дискуссии о необходимости второго иностранного языка в тех школах, которые не специализируются на гуманитарных науках. Отметим тот факт, что реализация внедрения второго иностранного в программу всех школ без исключения столкнулась с множеством проблемных вопросов. В их числе:

  • нехватка свободного времени у классов, которые профильно изучают другие предметы (физику, биологию, математику и т.д.). Нормы загрузки учеников четко прописывают занятость в виде 23 учебных часов в неделю при пятидневном обучении и 26 часов – при обучении на шестидневке. Если все уроки уже заняты, включить еще один предмет, на который нужно выделить хотя бы два урока в неделю, не получится;
  • недостаточное количество педагогов – далеко не все школы могут похвастать хорошим качеством преподавания даже базового английского. Что уже говорить о других, менее распространенных языках! Найти нового преподавателя в крупном городе не так уж сложно, но если Минобразования говорит о повсеместной практике изучения второго языка, то он должен быть внедрен и в районных, и даже сельских школах;
  • нежелание многих родителей и школьников получить дополнительную нагрузку.

В итоге было решено, что школы перейдут на программу с двумя языками только к 2019/2020 учебному году, а пока что она будет являться обязательной лишь для филологических учебных заведений и профильных классов. В 2018/2019 году этот вопрос дирекция школ должна решать с родителями, причем Минобразования рекомендует внедрять в качестве дополнительного тот язык, который интересен школьникам, проведя предварительный опрос.

Также отметим, что программа по внедрению второго иностранного языка предусматривает поэтапную реализацию правительственных планов. Первый язык введут в перечень уроков для первоклашек, а второй язык настигнет школьников только в пятом классе. Это позволит ученикам осваивать новый язык, опираясь на базовые особенности того, который они изучали на протяжении 3-4 лет. Ученики, которые на момент внедрения новой нормы переведутся в шестой класс, продолжат учиться по старым стандартам (без второго языка).

Впрочем, не так давно Ольга Васильева, занимающая пост министра образования РФ, высказала мнение, что второй иностранный язык крайне нежелателен в качестве общефедеральной обязательной инновации. Глава образовательного ведомства считает, что школьники не так уж хорошо знают даже русский язык. Министерство не может ввести в каждой школе сразу два иностранных, не оценив саму возможность их преподавания. Более того – министр предложила сократить число уроков второго иностранного в непрофильных школах, где он уже введен, и использовать оставшиеся часы для изучения астрономии.

Вопрос о том, станут ли два иностранных языка обязательной мерой для всех школ РФ, так и остался открытым. Пока что принимать решение касательно преподавания дисциплин будут дирекции школ, их педагогический состав и родители школьников. По крайней мере, в течение ближайшего учебного года.

Плюсы и минусы второго иностранного языка

Безусловно, внедрение нового предмета (особенно если речь идет об иностранном языке) имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Методисты, педагоги и просто состоявшиеся профессионалы, работающие с иностранными компаниями, в числе основных плюсов отмечают следующее:

  • в последнее время в России отмечается резкий спад количества классов, в которых изучаются какие-либо иностранные языки, кроме английского. Опытные педагоги считают, что внедрение второго языка может спасти российскую лингводидактическую школу, особенно в части германистики. Раньше она была одной из самых сильных в мире, но в последнее время почти перестала существовать;
  • мировая практика показывает, что моноязычная образовательная модель практически не существует в развитых странах мира. Да и государства Центральной и Восточной Европы все больше склоняются к необходимости преподавания хотя бы двух языков, помимо родного. Во многих европейских школах, где английский изучается в обязательном порядке, к нему постепенно добавляют второй язык (для средней школы) и даже третий (в старших классах). Украинская образовательная модель также внедрила подобную инновацию, включив с 2018 года обязательное изучение основного иностранного языка с первого класса, а дополнительного — с пятого;
  • изучение второго иностранного языка существенно расширит будущие возможности даже тех школьников, которые специализируются на других науках. Существует огромное количество грантов, стипендий и программ, позволяющих поступать за рубеж. Кстати, если обучение в странах Европы происходит не на английском, а на государственном языке, то оно может быть бесплатным. Данный аргумент существенно повышает ценность изучения испанского, немецкого или французского языка, которые можно выбирать в некоторых российских школах. Не стоит забывать и о том, что многие регионы успешно практикуют изучение «экзотических» для России языков – больше 2 тысяч дальневосточных школьников изучают китайский, казанские ученики выбрали турецкий, а татарские старшеклассники – арабский. Специалисты со знанием таких языков в дополнение к английскому всегда востребованы;
  • изучение языков – это отличный инструмент для активизации работы мозга. Такая практика не только стимулирует память и интеллектуальную активность в целом, но и расширяет кругозор, способствуя максимальному использованию познавательной функции;
  • учить второй язык гораздо проще, чем первый, поэтому многие учителя и лингвисты полагают, что родители рано бьют тревогу. Данное мнение подтверждается и научными изысканиями — исследования показали, что даже переводчики-синхронисты, которые одновременно переводят с одного иностранного языка на другой, не испытывают при этом перегрузок. Главное – подобрать легкую, понятную и увлекательную методику преподавания.

Конечно, нужно остановиться и на минусах, которыми чревато внедрение еще одного предмета (тем более такого непростого, как иностранный язык):

  • новый предмет – это дополнительные уроки и нагрузка в виде домашних заданий. Большинство российских школьников уже и так жалуются, что им задают огромное число упражнений, задачек, рефератов, презентаций и докладов;
  • далеко не все имеют способности к языкам, а учить второй иностранный, если он будет обязательным, придется даже тем, кто решил посвятить себя информатике, физике, математике, химии или биологии. Если школьник плохо успевает по гуманитарным предметам, еще одна низкая оценка скажется на его аттестате не в лучшую сторону, подготовка к урокам будет занимать много времени, а ответственным родителям придется брать еще одного репетитора. В западноевропейских или американских школах система образования больше нацелена на способности учеников, которые с пятого или шестого класса переходят в специализированные школы;
  • важный момент, от которого напрямую зависит качество изучения иностранных языков – учебники. Министерство образования утверждает, что в России выпущено немало адаптированных учебников (в частности, по немецкому языку), которые дают возможность подготовиться даже к ЕГЭ. С другой стороны, адаптированные для русскоязычного ученика учебники считаются далеко не лучшими пособиями. Уже давно доказано, что качественные знания грамматики и разговорную речь лучше осваивать по зарубежным изданиям. А они, естественно, потребности ЕГЭ не отражают, что ведет к противоречию;
  • нехватка кадров может привести к тому, что нагрузка на учителей и учеников увеличится, а сам язык будет преподаваться «для галочки» преподавателем английского, который, например, когда-то учил в ВУЗе еще и испанский. Села и небольшие города не располагают квалифицированными кадрами, а соглашаться на зарплату сельского учителя человек, который в совершенстве владеет китайским или немецким, точно не будет, предпочитая гораздо больше зарабатывать переводчиком;
  • особая проблема возникает в региональных школах — например, а Татарстане или на Кавказе. Местные ученики осваивают русский, английский и национальный язык – следовательно, для них такая нагрузка будет просто непомерной. Некоторые учителя говорят, что сегодняшних учеников трудно обучить даже одному иностранному языку, особенно если речь идет о глубинке. ЕГЭ показывает, что высокие баллы по английскому, который учат все, получает лишь небольшой процент выпускников, поэтому говорить о втором иностранном слишком рано.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В томских школах на сегодняшний день 208 вакансий. стандартов вводится обязательное изучение второго иностранного языка.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Иностранные языки в школе: что дает многоязычное воспитание?


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий