+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Что такое государственная аккредитация образовательных учреждений

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Департамент образования

Что такое государственная аккредитация образовательных учреждений
Главная Учет в ГИБДД Процедура государственной аккредитации. Государственная аккредитация образовательных учреждений: требования,?.

В день инаугурации, 7 мая 2012 года, Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Среди основных направлений дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки Правительству РФ было поручено совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов в декабре 2014 года «представить предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии». Привлечение особого внимания Правительства РФ к указанным программам подготовки объяснимо и во многом обосновано, учитывая резкое увеличение приема абитуриентов в вузах России в последние двадцать лет и падение востребованности выпускников по этим специальностям.

Прямое указание президента страны стало поводом к проведению Комитетом Госдумы РФ по образованию рабочего совещания 24 мая 2012 года, совместно с общественной организацией Вольное экономическое общество России (ВЭО России), по теме «О разработке эффективного механизма государственного и общественного контроля, оценке качества экономического образования на основе развития профессионально-общественной аккредитации: законодательный аспект».

Обязательная или добровольная?

Круглый стол, проходивший 24 мая в Доме экономиста, открыл Виктор Красильников, первый вице-президент ВЭО России, генеральный директор Международного союза экономистов, представлением опыта Вольного экономического общества России в сфере проведения независимой оценки качества экономического образования и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, общественной аккредитации кафедр и образовательных организаций.

Вольное экономическое общество России обратилось в Комитет Госдумы РФ по образованию с предложением развития законодательной инициативы по вопросу независимой оценки качества образования, повышения роли общественной аккредитации образовательных учреждений, профильных кафедр и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

В законе РФ «Об образовании», который был принят двадцать лет тому назад, прописана норма в ст. 33 в соответствии с которой существует возможность прохождения образовательными учреждениями профессионально-общественной аккредитации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства, сведения о результатах такой аккредитации рассматриваются при государственной аккредитации. Вместе с тем председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Александр Дегтярев отметил, что эта тема абсолютно не проработана – как с законодательной точки зрения, так и в плане практической реализации... Если «рассматриваются», то, значит, такая процедура не является обязательной для принятия решения Рособрнадзором, но прислушиваться... стало сегодня необходимо. Ожидается, что законопроект «версии 2012 года» поступит в Государственную Думу через месяц в качестве официального документа от Правительства РФ. В нем содержится статья – 99, «Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ». Совершенно очевидно, что государство, понимая важность этой процедуры и необходимость привлечения демократических институтов гражданского общества к процедуре оценки образовательной деятельности, выходит с инициативой эту норму закрепить законодательно.

Президент РФ своим указом от 7 мая 2 012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599) поручает Правительству РФ разработать предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки специальностей в области экономики, юриспруденции, управления и социологии. В план работы Министерства образования и науки РФ – об этом шла речь на итоговой коллегии в феврале текущего года – внесена задача реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 года, № 61. Программа содержит целевой индикатор: «Доля укрупненных направлений подготовки и специальностей, по которым осуществляется общественно-профессиональная аккредитация реализуемых образовательных программ, в общем числе укрупненных направлений подготовки и специальностей» на 2011 год – 4, 2012-й – 11, 2013-й – 20, 2014?й – 36, 2015-й – 50.

Появление этих очень важных положений практически в одно и то же время на повестке дня свидетельствует о высоких требованиях, которые сегодня государство и общество предъявляют системе образования. Совсем не случайно на первый план поставлена задача оценки качества экономического и юридического образования. Как заметил А.Н. Дегтярев, «Это сигнал, который давно звучит в обществе: много плохих экономистов, мало хороших; много плохих юристов, мало хороших, а то, что нужны хорошие специалисты и в значительном количестве, – для всех здравомыслящих людей совершенно очевидно».

Ставка высока

На процедуру профессионально-общественной аккредитации сегодня делается высокая ставка. По общему мнению присутствующих, она действительно может обеспечить независимую, справедливую, объективную оценку деятельности образовательных учреждений и пресечь деятельность псевдовузов, которых за последние двадцать лет стало очень много и которые бросают тень на другие учебные заведения. «Я бы назвал их ‘‘вузами легкого поведения’’, – отметил Александр Дегтярев.

«В настоящее время первостепенная задача, сформулированная государством, – это повышение качества человеческого капитала», – так начала анализировать опыт Вольного экономического общества России по оценке деятельности профильных кафедр директор Международного союза экономистов, член-корреспондент Международной академии менеджмента Маргарита Ратникова. Она отметила, что ВЭО России неоднократно поднимало вопрос о сложившейся удручающей ситуации в стране по нехватке высококвалифицированных специалистов экономического профиля при общем избытке на рынках труда и образовательных услуг именно этой категории кадров. Последние пять лет для всесторонней обоснованной оценки качества образования в области экономики и менеджмента ВЭО России организует совместно с Международной академией менеджмента при поддержке Комитета Госдумы РФ по образованию ежегодный всероссийский конкурс «Лучшая экономическая кафедра», что позволяет проводить мониторинг деятельности профильных кафедр по подготовке специалистов в области экономики и менеджмента. Кроме того, семь лет назад была проведена апробация общественной аккредитации образовательных организаций, профильных кафедр и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по направлениям экономики и менеджмента, одним из выводов которой стала констатация низкого уровня профильных образовательных программ, их несоответствие мировым стандартам, отсутствие должной квалификации педагогического состава. Одна из причин сложившейся ситуации состоит в отсутствии участия работодателей и делового сообщества в целом в образовательном процессе и в разработке требований к компетенциям выпускников, отражающих потребности современной экономики. В связи с этим от лица Вольного экономического общества России М.А. Ратникова предложила рассмотреть возможность введения обязательной профессионально-общественной аккредитации образовательной организации (профильных кафедр) и образовательных программ в качестве неотъемлемой составной части процедуры государственной аккредитации.

По мнению и.о. начальника Управления лицензирования, аккредитации, признания и подтверждения документов Рособрнадзора Марины Гуськовой, государственная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация – это обязательные, дополняющие друг друга процедуры, позволяющие принимать решения с большей уверенностью. Опыт Ассоциации юристов свидетельствует, что не все учреждения стремятся пройти профессионально-общественную аккредитацию, а в случае ее необязательности невозможно получить полную информацию о качестве подготовки юристов.

Поддержав дискуссию, заместитель председателя Комитета по содействию профессиональному и бизнес-образованию Торгово-промышленной палаты РФ Кирилл Савченко-Бельский отметил, что ТПП также обладает более чем десятилетним опытом сертификации своих учебных заведений. Это добровольная сертификация, но желающих каждый год довольно много. Однако, как показал опыт, в этом процессе не должно быть массового характера, нужно сначала внимательно изучить отзывы о качестве подготовки и прежде всего от потребителей. Такая работа приносит ощутимый результат: не только получение красивого сертификата, подписанного президентом палаты, но и дальнейшая активная работа по сотрудничеству.

Министерство образования и науки РФ на встрече представляла Алла Коломенская – заместитель директора Департамента развития профессионального образования. Она отметила, что не только профессионально-общественная, но и государственная аккредитация не являются обязательными. Есть определенное количество образовательных учреждений, которые много лет работают без государственной аккредитации просто в силу того, что таков выбор этих образовательных учреждений. В ряде случаев это связано с профилем деятельности: например, учреждения религиозного образования или частные образовательные учреждения, которые просто не считают необходимым по каким-то причинам получать государственную аккредитацию. Это не мешает им осуществлять образовательную деятельность, поскольку в стране установлено только одно обязательное условие – этот вид деятельности отнесен к перечню лицензируемых, и в силу этого необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. Значит, по логике вещей, вуз может не иметь государственной аккредитации и вести образовательную деятельность при наличии лицензии. Конечно, он не получит прав и льгот, прописанных в законодательс тве, но все же это не угрожает его существованию.

По замечанию А.Л. Коломенской, сама по себе государственная аккредитация представляет собой административную процедуру экспертного характера. Существует процедура аттестации экспертов для проведения государственной аккредитации. Существует реестр экспертов, который ведется аккредитационным органом. Должна ли в таком случае общественная аккредитация стать еще одной экспертной процедурой в рамках государственной аккредитации или же процедурой действительно независимой, которая существует параллельно с госаккредитацией и является дополняющей, альтернативной процедурой?

«Позиция министерства всегда была такова, что мы рассматривали процедуры государственной и общественной аккредитации как параллельные. Это не значит, что эту параллельность нужно рассматривать в математическом аспекте, где параллельные прямые – это линии, которые никогда не пересекаются. Это значит, что не может быть определенной зависимости между процедурами», – подчеркнула представитель Минобрнауки РФ.

Значит министерству сегодня хотелось бы видеть общественную аккредитацию как действительно независимую процедуру, которую могут пройти любые образовательные учреждения, в том числе и те, которые не имеют государственной аккредитации, или по тем образовательным программам, по которым они не имеют государственной аккредитации. Таким образом, вектор развития не в том, чтобы объединить эти процедуры или общественную аккредитацию включить в государственную процедуру аккредитации, то есть речь не идет о ее огосударствлении. Необходима очень сильная, развитая система общественной оценки, общественного контроля как независимая отдельная система, которая будет взаимодействовать с системой государственной аккредитации, но не будет с ней сливаться.

Если независимая, то от кого?

Опыт по оценке качества подготовки студентов по отдельным образовательным программам в России в настоящее время представлен не только в сфере экономического, но и юридического, и инженерного образования. Аккредитация образовательных программ существует во многих странах мира, и эту практику также необходимо учитывать, особенно в отношении наиболее обсуждаемой проблемы – формирования независимой внешней оценки качества образования. Но… не зависимой от кого? От государственных органов управления? Или, в том числе, от работодателей и самих вузов? Является ли требование Правительства РФ о привлечении к процедурам оценки качества образования ассоциаций работодателей и ведущих вузов необходимым условием обеспечения независимости такой оценки? Никто не станет отрицать тот факт, что на результаты подобной оценки также могут оказывать влияние конкуренция в вузовской и профессиональной среде.

Вместе с тем требование к независимости деятельности аккредитационных агентств глубоко укоренилось за рубежом и вошло во все основополагающие документы Болонского процесса, наряду с необходимостью формирования реестра аккредитационных агентств, наделенных доверием заниматься оценочной деятельностью.

Но как в этом отношении могут уживаться независимость и обязательность аккредитации? В нашем случае – например, государственной аккредитации – она по определению не может быть независимой. И не гарантирует качество подготовки выпускников.

«Мы очень часто сталкиваемся с тем, что выпускники вузов действительно не соответствуют тем критериям, которые предъявляет к ним работодатель», – отметила, основываясь на мнении обширной читательской аудитории, генеральный директор издательского дома «Экономическая газета» Татьяна Козенкова, доктор экономических наук, профессор.

Не менее серьезные проблемы, связанные с аккредитацией образовательных программ и образовательных учреждений, проявились сегодня в системе дополнительного профессионального образования. В связи с тем, что государство практически уже отменило государственную аккредитацию в этой сфере образования, а в новом проекте закона полностью собирается уйти с этого поля, независимая профессионально-общественная аккредитация получает первостепенное значение. И она там будет наиболее востребована, по мнению президента Межгосударственной ассоциации последипломного образования Анатолия Демьянченко. Однако сейчас пока этим никто практически не занимается. Все аккредитационные агентства, которые в России более-менее известны, занимаются высшим образованием. А в ДПО, по-видимому, боятся входить, потому что там нет стандартов, нет таких четких критериев, по которым легко оценивать. Оценивать программы ДПО нужно как-то более творчески, и оценивать прежде всего не по процессу, а по результату. «И, конечно, отметил А.Г. Демьянченко, общественно-профессиональная аккредитация не может быть обязательной, и нельзя ее никоим образом навязывать, и нельзя устанавливать критерии, по которым должна проходить такая аккредитация. Главным показателем ее эффективности должна быть востребованность, то есть если результаты будут восприниматься и будут важны для общества, для отдельных лиц или для работодателей».

Свою точку зрения по обсуждаемым вопросам высказала главный редактор журнала «Аккредитация в образовании», исполнительный директор Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, доктор педагогических наук Галина Мотова, отметив, что обсуждение ведется только в одной плоскости: должна ли профессионально-общественная аккредитация быть обязательной и учитываться при государственной аккредитации или быть добровольной, параллельной, но все же контрольной процедурой. И в том, и в другом случае неизбежно дублирование. Необходима действительно альтернативная процедура, ориентированная не на контроль, а на развитие, выявление достижений и лучшей практики.

«Это в большей степени способствовало бы совершенствованию программ и повышению их качества. Контроль, конечно, может помочь навести порядок в наших вузах, но не повысить качество образовательных программ», – подчеркнула Г.Н. Мотова.

Кроме того, эти процедуры могут и должны решать сегодня разные задачи: государственная – обеспечить защиту граждан от некачественного образования, общественно-государственная – способствовать прозрачности, повышению конкурентоспособности, информированности абитуриентов, студентов и работодателей об эффективно работающих учреждениях и лучших программах. К настоящему времени 99,9 процента высших учебных заведений и большинство образовательных программ имеют государственную аккредитацию, а выпускники таких вузов – дипломы государственного образца, назрела настоятельная потребность в новом механизме дифференциации программ по качеству образования.

Однако на вопрос А.Н. Дегтярева, не следует ли связать в таком случае результаты профессионально-общественной аккредитации с рейтингом, Г.Н. Мотова заметила, что профессионально-общественная аккредитация не должна и рейтинги дублировать. Рейтингами во всем мире занимаются средства массовой информации, это хороший прозрачный механизм, который дает дополнительные конкурентные преимущества при выделении грантов, привлечении абитуриентов и т.д. Но профессионально-общественная аккредитация – это процедура наделения доверием, она предъявляет гораздо более высокие критерии, чем государственная аккредитация, использует экспертные оценки, а не только количественные, такие как рейтинг, привлекает к оценке работодателей и студентов. Привлечение студентов к аккредитации вузов и образовательных программ – важное условие и основной тренд во всех европейских странах.

Реформировать в нужном направлении

«Во главу угла обязательно должен быть поставлен работодатель, и с совершенно иными критериями оценки, нежели в государственной аккредитации», – поддержала дискуссию первый проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ Нелли Розина, – «Важно помнить, что все процедуры – и государственные, и общественно-профессиональные – платные, обязательность для общественных процедур оценки станет дополнительным финансовым бременем».

«По версии законопроекта контрольные и аккредитационные функции занимают половину всего документа. Половину! Это не нормально. Поэтому гипертрофировать любые контролирующие и аккредитационные функции – не правильно. На западе вуз гордится, когда у него аккредитована одна программа, и именно ею гордится. А мы, аккредитовав всё, превратив государственную аккредитацию в поточную процедуру, не добились ничего. Ни в коем случае нельзя, чтобы профессионально-общественная аккредитация сделалась такой же», – отметила Н.М. Розина.

Министерство образования и науки РФ несколько лет назад активно меняло законодательство и подготовило целый пул законов, на основе которых были созданы федеральные и национальные исследовательские университеты, а также два университета с особым статусом (МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ). Они имеют право работать не по федеральным, а по собственным стандартам. Следующим шагом должна стать возможность выдавать не дипломы государственного образца, а собственные дипломы. Когда доверие к диплому известного вуза очень высоко, достаточно просто их гербовой печати. И если не нужен диплом государственного образца, нужна ли в таком случае государственная аккредитация? Министерство образования и науки РФ в своем новом составе скорее всего будет вести речь не только о сокращении бюджетных мест, но и, по мнению Н.М. Розиной, об отказе от многих государственных обязательных процедур и документов.

Чтобы не дублировать процедуры государственной аккредитации и не повторять уже допущенных ошибок, на рабочем совещании профильного комитета Госдумы были высказаны замечания и предложения.

Заместитель заведующего кафедрой экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и эксперт Рособрнадзора Игорь Молчанов заметил, что в настоящее время кардинально изменилась экспертиза деятельности вуза при госаккредитации. Если раньше эксперт в обязательном порядке знакомился с образцами курсовых и дипломных работ, оценивая их актуальность и отсутствие плагиата, то сегодня этого нет – достаточно удостовериться в соответствии формальных параметров требованиям стандарта. И если это так, необходимо перенести акцент оценки качества подготовки студентов на общественную аккредитацию. Кроме того, нельзя объяснить ситуацию, когда один эксперт оценивает целое направление подготовки. Детально и качественно провести экспертизу возможно только коллегиально, и это необходимо учесть в дальнейшей работе.

В качестве мотивации для прохождения профессионально-общественной аккредитации могут быть заложены четкие критерии в индикаторы программ развития вузов, предложила руководитель пресс-службы Российского союза ректоров Ирина Хилько. И эти индикаторы не должны быть идентичны параметрам государственной аккредитации.

Еще одно предложение было высказано для внесения в проект резолюции заместителем председателя Комитета по содействию профессиональному и бизнес-образованию Торгово-промышленной палаты РФ К.А. Савченко-Бельским о необходимости разработки профессиональных стандартов. Этот вопрос месяц назад широко обсуждался на конференции, организованной Комитетом Госдумы РФ по образованию совместно с Академией труда и социальных отношений, Российской Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Союзом ректоров. Из тысячи стандартов, необходимых стране, сегодня разработано только 70. Можно ли в таком случае проводить аккредитацию силами профессиональных ассоциаций без профессиональных стандартов? Необходимо в самое ближайшее время активизировать эту работу.

Поддержав высказанные замечания, А.Н. Дегтярев обратился к присутствующим с просьбой активно проявлять инициативу и выступать с предложениями. Комитетом Госдумы РФ по образованию шестого созыва, создано несколько новых экспертных советов по самым актуальным проблемам в сфере образования. Завершая дискуссию и обращаясь к участникам встречи, А.Н. Дегтярев отметил: «Мы готовы учиться у вас, готовы помогать и общими усилиями продвигать реформирование российского образования в нужном направлении в интересах нашего Отечества».

Вольное экономическое общество России (ВЭО России) – первое научное общество в истории страны, старейшая общественная организация Европы и мира. Основано в 1765 году указом императрицы Екатерины Великой по инициативе выдающихся деятелей эпохи. В настоящее время организация готовится к празднованию 250-летия деятельности.

Видную роль в судьбе ВЭО России играли выдающиеся ученые, просветители, полководцы, путешественники, государственные деятели, в разные годы являвшиеся членами общества: Леонард Эйлер, Дмитрий Менделеев, Андрей Нартов, Николай Бекетов, Самуэль Гмелин, Михаил Кутузов, Фаддей Беллинсгаузен, Иван Крузенштерн, Николай Миклухо-Маклай, Гавриил Державин, Лев Толстой, Александр Радищев, Николай Мордвинов, Григорий Орлов, Роман Воронцов, Михаил Сперанский, Петр Столыпин, Сергей Витте.

Начинания Вольного экономического общества России внесли огромный вклад в развитие страны. ВЭО России стало инициатором отмены крепостного права, введения всеобщего начального образования, родоначальником российской статистики, распространения в стране новых сортов сельскохозяйственных культур, становления отечественной сыроваренной промышленности.

Помимо важной составляющей – славной истории и глубоких традиций, ВЭО России сегодня – это ведущий институт гражданского общества страны, работа которого служит просветительским целям, развитию прикладной экономической мысли, разработке приоритетных задач и направлений научно-технического, социально-экономического, интеллектуального развития страны и общества.

ВЭО России имеет 65 региональных отделений, практически во всех субъектах Российской Федерации. В составе ВЭО России – свыше 300 тыс. членов: ведущие ученые и эксперты, экономисты-практики, представители государственных структур, национальных и международных общественных организаций, представители бизнес-сообщества. Ежегодно обществом издается около 11 млн. экземпляров газет, журналов, научных трудов, других научно-аналитических изданий.

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Please turn JavaScript on and reload the page.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

Закон разработан в рамках инициированных Рособрнадзором новых подходов к контрольной и надзорной деятельности, цель которых – сделать все процедуры понятными и прозрачными.

По данному закону государственная аккредитация проводится в отношении только тех образовательных учреждений, которые реализуют образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением дошкольных образовательных учреждений).

В связи с этим государственная аккредитация в отношении муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств), реализующих образовательные программы, к которым не установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, проводиться не будет.

Закон регулирует государственные процедуры лицензирования образовательной деятельности, аккредитации образовательных программ и подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и званиях, внося в них ряд существенных изменений.

Основными изменениями в процедурах лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений является их упрощение, сокращение перечня представляемых документов и сроков проведения. Единственной формой оплаты за их проведение становится государственная пошлина.

Теперь лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно. Одновременно ужесточается лицензионный контроль: через год после выдачи лицензии в образовательном учреждении должна пройти проверка по соблюдению лицензионных требований. Дальнейший контроль может быть плановым и внеплановым. В случае выявления нарушений лицензирующий орган выдает предписание об их устранении с указанием срока исполнения. В случае неисполнения предписаний лицензирующий орган может приостановить действие лицензии. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Подобная практика призвана стать стимулом для образовательного учреждения, которое также должно оценивать собственную деятельность, нацеливаясь на достижение высокого качества предоставляемых образовательных услуг.

По новому закону государственная аккредитация будет проходить не по образовательным программам, а по укрупненным группам специальностей. То есть, если новая образовательная программа относится к уже имеющейся группе специальностей, то закон позволяет считать эту программу аккредитованной. Это делается для того, чтобы образовательные учреждения развивались в рамках заявленной профильности и принимали абитуриентов на вновь открываемые образовательные программы, востребованные экономикой страны. Эти изменения продиктованы параметрами современной модели модернизации образования, ориентированной на инновационное развитие.

В то же время ужесточаются требования к ответственности вузов за открытие новых программ. Образовательное учреждение должно быть готово подтвердить соответствующее качество образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по всем программам, реализуемым в рамках укрупненной группы специальностей. Факт установления по одной из программ уровня качества ниже требуемого может привести к отказу в аккредитации по группе специальностей в целом, а также к приостановлению, а в последующем – к лишению государственной аккредитации по данной группе специальностей.

Все это позволит значительно усилить ответственность образовательного учреждения, и, в конечном счете, будет способствовать повышению качества подготовки обучающихся. Также в рамках процедуры государственной аккредитации при проведении аккредитационной экспертизы теперь будут рассматриваться сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации. Образовательные учреждения могут получать общественно-профессиональную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Внешняя объективная оценка качества профессионального образования способствует усилению общественного внимания к качеству подготовки выпускников образовательных учреждений, повышению объективности, прозрачности процедур и их результатов.

Законом внесены изменения в процедуру подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и званиях (проставлении штампа «Апостиль»). Теперь эти полномочия передаются с федерального уровня в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Это обеспечивает гражданам территориальную доступность получения данной государственной услуги. Также за услугу теперь нужно будет уплатить только госпошлину, никаких других затрат заявитель не несет.

Федеральный закон №293-ФЗ принят в рамках общей стратегической концепции реформирования государственного управления в различных сферах экономики, позволяет решить ряд вопросов повышения качества предоставления государственных услуг, входящих в сферу компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

(Информация с сайта Управления по контролю и надзору в сфере образования
Республики Башкортостан)


Государственная аккредитация образовательной деятельности 29.12.?2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации".

Панель управления сайтом

Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа либо государственного гражданского служащего при предоставлении государственной услуги (далее — жалоба).

Предметом жалобы являются, в том числе следующие решения и действия (бездействие):

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых для предоставления государственной услуги предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, государственного гражданского служащего в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в уполномоченный орган в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронном виде жалоба может быть подана заявителем с использованием официального сайта уполномоченного органа, порталов государственных и муниципальных услуг.

При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 88 Регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа либо государственного гражданского служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действиями (бездействием) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа либо государственного гражданского служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

В случае если принятие решения по жалобе не входит в компетенцию уполномоченного органа, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации уполномоченный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поступившая в уполномоченный орган, подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалоб должностным лицом уполномоченного органа (далее — уполномоченное на рассмотрение жалоб должностное лицо).

Уполномоченное на рассмотрение жалоб должностное лицо обеспечивает:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган в соответствии с пунктом 91 Регламента.

Жалобы на решения, принятые руководителем уполномоченного органа, подаются:

  • высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
  • в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Жалоба, поступившая в уполномоченный орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены уполномоченным органом.

В случае обжалования отказа уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных уполномоченным органом опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 97 Регламента, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалоб должностным лицом.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 97 /Регламента, в письменной форме.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 97 Регламента, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалоб должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;.
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Уполномоченный орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Уполномоченный орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Заявитель имеет право обжаловать решение уполномоченного органа по жалобе в досудебном (внесудебном) порядке.

Обжалование решения уполномоченного органа по жалобе (далее — обжалование) подается непосредственно руководителю уполномоченного органа.

Подача и рассмотрение обжалования осуществляются в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим разделом при подаче и рассмотрении жалобы, при этом обжалование рассматривается непосредственно руководителем уполномоченного органа.

По результатам рассмотрения обжалования руководитель уполномоченного органа принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение по жалобе, принятое руководителем уполномоченного органа, может быть обжаловано в судебном порядке.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы размещается на информационных стендах в уполномоченном органе, официальном сайте уполномоченного органа, порталах государственных и муниципальных услуг.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Аккредитация

Уважаемые заявители!

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» инвалиды I и II групп обслуживаются вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население. 

На Портале Мэра Москвы появился новый функционал

Подать заявление на государственную аккредитацию образовательной деятельности можно с использованием городских электронных услуг и сервисов на официальном сайте (портале) Мэра Москвы.

На сайте www.mos.ru «Городские электронные услуги и сервисы на официальном сайте (портале) Мэра Москвы» появилась возможность подать заявление в электронном виде на государственную аккредитацию образовательной деятельности

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на портале Мэра Москвы, смогут дистанционно направить заявление о выдаче, переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, а также получить дубликат.

Возможность подачи заявления и прилагаемых документов в электронном виде сделает процесс оказания услуги более простым и понятным для заявителей. Все этапы прохождения заявки в реальном времени будут отображаться в личном кабинете на портале Мэра Москвы.

Об оплате государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанных с государственной аккредитацией

Вниманию заявителей!

За предоставление государственной услуги уплачивается государственная пошлина в размере, установленном подпунктами 77, 127, 129 - 131 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации:

за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности:

по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования - 15 000 рублей;

по основным образовательным программам среднего профессионального образования - 35 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу профессий и специальностей;

за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в связи с государственной аккредитацией в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ:

основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования - 15 000 рублей;

каждой укрупненной группы профессий и специальностей среднего профессионального образования - 35 000 рублей;

за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в других случаях - 3 000 рублей;

за предоставление (выдачу) дубликата свидетельства о государственной аккредитации - 350 рублей.

Государственная пошлина за предоставление государственной услуги уплачивается заявителем. Государственная пошлина не уплачивается заявителем в случае внесения изменений в документ, выданный в результате предоставления государственной услуги, направленный на исправление ошибок, допущенных по вине уполномоченного органа. Государственная пошлина уплачивается заявителем до вручения (направления) ему уполномоченным органом свидетельства (временного свидетельства, дубликата свидетельства) о государственной аккредитации и (или) приложения (приложений) к нему.

Скачать актуальные реквизиты можно по ссылке ниже:

Реквизиты для уплаты государственной пошлины 

Информационно. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины установлены статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации

Заявление о возврате государственной пошлины для юридических лиц (примерная форма)  

Решения о государственной аккредитации

Заключения экспертных групп 

Приказы о результатах предоставления государственной услуги (о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации)  

Распоряжения о проведении аккредитационной экспертизы  

Прием и выдача документов:

Понедельник - Четверг: 9.00 - 16.00  
Пятница: 9.00 - 12.00

Контакты

Телефон для заявителей государственной услуги «Государственная аккредитация образовательной деятельности»: +7 (499) 151-27-38

Телефон пункта приема документов: +7 (499) 151-26-50

Адрес: г. Москва, 2-ой Балтийский переулок, д. 3. 

Уважаемые заявители!  

Департамент образования города Москвы информирует Вас, о том, что в целях предоставления  государственных услуг по государственной аккредитации образовательных учреждений, пропуск в здание Управления государственного надзора и контроля в сфере образования для приема и выдачи документов осуществляется ежедневно с 08 ч. 30 мин. согласно установленному графику работы.

Руководителям; Государственная аккредитация образовательной деятельности · Прием документов. На сайте www.mos.ru Для государственных и негосударственных (частных) образовательных учреждений. В соответствии с.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ВУЗ лишен АККРЕДИТАЦИИ - Что Делать? / Юлия Евменова


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий